Пасхалки – внесюжетные элементы, имеющие смысловые отсылки (намеки, аллюзии, прямые сообщения). Внесюжетные – значит не оказывающие никакого влияния на сюжет, не изменяющие смысл.
К пасхалками часто относятся ключи, квесты – это необходимые элементы, для разгадки одних загадок и перехода к следующим.
Пасхалки часто встречаются в литературе, кино, в играх.
Пример пасхалок:

На картинке изображен кадр из мультфильма (из самого длинного мультсериала в истории ТВ), персонаж которого смотрит на знаменитую картину «банки с супом Кэмпбелл», нарисованную известным художником Энди Уорхолом, поменявшим коренным образом представления о коммерческом поп-арте.
Пасхалки можно условно поделить на 2 типа:
- Которые понятные автору и узкому кругу лиц, способных эту пасхалку заметить и оценить, в то время как остальные «пройдут мимо» и не обратят внимание.
- Которые явно заметны, хотя могут быть и не понятны для потребителя (зрителя, читателя, игроков, …). Ленивый может пройти мимо, заинтересованный может прогуглить.
Настоящее искусство – это создавать пасхалки второго типа.
В чем сложность? Пасхалка второго типа должна обязательно соблюдать все 3 условия:
- Пасхалка должна быть очевидной, что это именно пасхалка – а не случайное изображение (фраза, действие).
- Пасхалка должна легко гуглиться. Для этого она даже может иметь «подпись» — подсказку, ключевое слово, по которой её можно сразу, однозначно найти.
- Пасхалка обязательно должна иметь прямое (а не косвенное) отношение к происходящему действию (сюжету), дополнять и расширять его смыслы (интеллектуальные или эмоциональные).
Автор должен стимулировать потенциального пользователя «раскрывать» пасхалки. Для этого они должны быть уместными и при этом содержательными – чтобы поощрять за «сделанный труд» (поиск и чтение) и мотивировать на «охоту» за новыми подсказками.
Высший пилотаж – это когда все пасхалки второго типа сами из себя представляют сюжетную историю.
Давайте посмотрим, как это может быть на примере второго модуля к профориентационной игре о бизнесе «Монетизация» под рабочим названием Лунный модуль, где царит вселенная пингвинов.

Первый этап
Вы вспомнили, какие известные (или малоизвестные, но значимые) события, даты, фильмы, книги, музыка, архитектура, люди, … — имеют отношение к космосу.
Получился внушительный список.
Вот тут его краткий вариант
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО – КОСМОС
Общий опрос:
· Хьюстон, у нас проблемы Аполлон 13
· 20 июля 1960 — Нил Армстронг
· Юрий Гагарин,
· Жюль Верн, ракета и снаряд,
· маленький шаг одного человека – громадный шаг всего человечества
· «Семиевие» (Нил Стивенсон)
· Звезды, галактика, необъятное, неизведанное, гравитация, невесомость, необычная работа, восторг и восхищение.
· Королёв, Циолковский, баллистическая ракета, орбита, свободное падение, станция Мир, Леонов, Терешкова, Савицкая, стратосфера, первая и вторая космическая скорость, реактивный двигатель, Стругачкие, Полдень 22 век, Страна багровых туч, Хиос, фотонный двигатель, атомный двигатель, Звёздные войны, Время первых, Императоры иллюзий, ракета-носитель, шатл, Буран, Восток-1, луноход, марсоход, скафандр, спускательный аппарат
· Интерстеллар, Марсианин, гравитация, невесомость, горизонт событий, черная дыра, капсула времени, пояс астероидов, метеорит, автостопом по галактике, Curiousity, планета Шелезяка, Алиса, Белка и Стрелка
· Общество гигантских растений: космос как бизнес ) Алиса с миелофоном, петроглифы и летающие блюдца с Солярисом)
· Марсианин хроники, Алиса Селезнева с Громозекой, Хан Соло с Чубаккой, Альф
· «Звёздные войны», кротовые норы (временные феномены), яблони на Марсе, Маленький принц, птица-говорун в открытом космосе, «Пепелац» и «КУ!», солнце как электростанция, космический корабль-призрак и космические пираты, Алиса Кира Булычёва и мульт Алиса знает, что делать. ну и конечно — все хорошие космо-игры (HomeWorld!!!!, MassEffect и т.д.)
· Знакомый мальчик на уроке технологии отвечал на два вопроса. 1. Что любишь делать дома? — ответ: «Думать о космосе». 2. Чем бы хотел заниматься на технологии? — ответ: «Делать модели планет». Может, пригодится)).
· персонажи сериалов «Вавилон 5» и «Звездный путь». Сложные системы, поддерживающая минимально необходимые для жизни условия (воздух, вода…) и аварии в этих системах. Встреча с Чужим — с жизнью, которая непохожа на земную, с разумом на неожиданных носителях и т.д.
· ну конечно же СТАР ТРЕК!!!!!
· Млечный Путь, чёрная дыра, новые цивилизации, другое время и пространство
· Солярис
· Орбита, салют-7, время первых
· Аэлита (и книга, и фестиваль), Алиса (конечно же!), Мен ин блэк, а первое, что вспомнилось — конечно же, фраза “Удачи, мистер Горски!”.
· “Отроки во Вселенной”, “Москва-Кассиопея” — неужели не назвали? Роботы-вершители, “а и б сидели на трубе”, вся эта чудесная советская космическая романтика 🙂
Подытожим:
· Фразы: «Хьюстон, у нас проблемы», «Поехали», «Маленький шаг человека»
· Музыка: Звездные войны, СтарТрек, Космическая одиссея 2001
· Косм.песня: Дэвид Боуи «Space Oddity»
· Комп.игры: HomeWorld!, MassEffect и самая массовая и крутая: EVE Online
· Известные фильмы: Звездные войны, Время первых, Марсианин, Интерестеллер, Старт Трек, Солярис, Алиса Булычева, Вавилон 5, ЕТ-инопланетянин.
· Названия: Восток, Союз, Аполлон, Мир, МКС
· Персонажи: Гагарин, Белка и стрелка, трехногие марсиане, «Чужие», Хан Соло, Алиса, Альф
· Имена: Гагарин, Армстронг, Циолковский, Королев, Стивен Хокинг
· Атрибутика: скафандр, МКС, солнечная система (схема), различные масштабы планет и звезд, луноход, вид марса, сатурна, косм.корабли из Звездный войн, планета смерти, летающая тарелка, зеленый гуманоид — инопланетянин
· Самое свежее событие: красный автомобиль Илона Маска в космосе. Пруф.
· планета-подвеска на ошейнике у кота (МИБ),
· “Тортик для Коленьки” из “Тайны третьей планеты”, отличный мем. И еще оттуда же параллелепипед на ножках, который “хотите я его стукну”.
Названия космических кораблей
Космические корабли 1-го поколения:
· Восток (6 полётов, проект завершен)
· Восход (2 полёта, проект завершен)
· Меркурий (6 полётов, проект завершен)
· Джемини (12 полётов, проект завершен)
· Шугуан и пилотируемый FSW (проекты остановлены)
Космические корабли 2-го поколения:
· Союз (108 полётов, 2 катастрофы, 2 аварии без жертв (в том числе 1 суборбитальный полёт), (продолжает полёты)
· Л1/Зонд (проект остановлен на стадии беспилотных летных испытаний)
· Л3 (проект остановлен на стадии беспилотных лётных испытаний)
· Аполлон (21 полёт, проект завершен)
· ТКС — Транспортный корабль снабжения (проект остановлен на стадии беспилотных летных испытаний с посещениями корабля людьми на орбите после стыковки)
· Шэньчжоу (11 полётов, совершает полёты)
· Фудзи (проект приостановлен)
· OV (проект в стадии разработки)
· CRV (пилотируемый ATV) (проект в стадии разработки)
· пилотируемый HTV (проект в стадии разработки)
Многоразовые транспортные космические корабли
· X-20 Dyna Soar (проект не реализован)
· Спираль (проект остановлен)
· ЛКС (проект не реализован)
· Спейс шаттл (135 полётов, 2 катастрофы (в том числе 1 на старте), проект завершен)
· X-30 NASP (проект приостановлен)
· VentureStar (проект приостановлен)
· ROTON (проект приостановлен)
· Delta Clipper (проект)
· Kistler K-1 (проект приостановлен)
· Dream Chaser (проект)
· Silver Dart (проект)
· Заря (проект остановлен)
· Буран (1 беспилотный полёт, проект остановлен)
· Гермес (проект остановлен)
· Зенгер-2 (проект остановлен)
· HOTOL (проект остановлен)
· HOPE (проект остановлен)
· ASSTS (проект остановлен)
· Канко-мару (проект)
· Шэньлонг (проект в стадии разработки)
· МАКС (проект остановлен)
· Клипер (проект остановлен)
Частично-многоразовые космические корабли:
· Dragon SpaceX (проект в стадии беспилотных летных испытаний)
· Федерация (проект в стадии разработки)
· CST-100 (проект в стадии разработки)
· ACTS (проект в стадии разработки)
· Орион (проект в стадии разработки)
Что делаем дальше?
Стоит ли «лепить» всё? Или что-то одно?
Что важнее? Красный тесла-кабриолет? Узнаваемый кадр из «2001: Космическая одиссея»? Истребители из Звёздных войн? Жест приветствия вулканцев из Стар Трека?
Нет. Такая пасхалка будет типичным представителем «первого вида».
Второй этап
Задать себе вопрос: «Что бы мы хотели рассказать важное нашим игрокам?«
Я знаю, что этот вопрос полностью аннулирует зачем-то проведенный первый этап.
Возможно с этого и стоило начинать, но ведь было так приятно и интересно вспоминать, что мы знаем и что мы ассоциируем с темой космос.
Мы можем выбрать интересную тему и постараться ее увязать с нашей игрой.
Навскидку, я могу предложить несколько вариантов:
Например, познакомить игроков с НФ-литературой, посвященной теме космоса: от Жюль Верна до Нила Стивенсона. У нас в игре 150 карточек – мы можем отобрать 150 рекомендованных произведений и на карточки – изображениями – рассказать о них. А еще можно поставить кружочек-пиктограммку с полезной информацией о книге:
— рекомендуемый возраст читателя;
— легкость / сложность текста;
— поджанр (боевик, интеллектуальное, эмоциональное, …);
— степень научности / фантастичности
И т.д.
Кроме книг мы можем по аналогии рассказать про 150 фильмов о космосе или 150 музыкальных произведений. А можем поделить наш список на 50 книг, 50 фильмов, 50 звездных музыкальных треков. В любом случае, наш мини-гид по космической теме может быть практически полезен. Хотя и не идеален.
Наш продюсер Инна Бартош предлагала взять ключевые или наиболее узнаваемые (или наиболее интригующие) цитаты из каждой книги (фильма, трека) и вместе с аллюзией на сюжет поместить на карточке.

Говорун: «Ну я же просил 400 капель валерьянки. А тут 402»
Название карточки: «Текущая ситуация»
Описание: «Позитивный пингвин строит рожи и держит в лапе открытый пузырек, из которого в невесомости разлетаются капли в виде шариков жидкости. Зеленый пингвин с мордой «как меня достал этот придурок» крутит лапой у виска. В иллюминаторе виден космос и Земля»
Еще пример пасхального решения. Сюжетный. 150 кадров (по числу игровых карточек) – история человечества от получения огня и изобретения колеса до колонизации Марса. Возможно? Возможно.
Хотя и слабовато. Каждая карточка должна «работать» самостоятельно, иметь собственное послание, и при этом «складываться» в общую картину, в общую историю.
Можно составить авторские сценки по каждому историческому событию, как это делается в Динамире или найти другое решение.
Третий этап. Проверка гипотезы.
Вы делаете на коленке (только на своей, а не на коленке нашей любимой художницы!) четыре-пять карточек с пасхальными сюжетами и отправляетесь опрашивать потенциальную аудиторию. В нашу игру с удовольствием играют старшеклассники, студенты и взрослые. Вы им показываете карточки и в меру способностей объясняете наш замысел.
И тут выясняется, что все, что мы придумали, им совершенно неинтересно. А им интересно (драйвово, интригующе и ценимо) следующее:
Старшеклассники (мальчики) – больше всего хотят увидеть корабли и персонажей с нарисованными уровнями «прокачки» и комплектации из популярных компьютерных игр (типа EVEONLINE, HomeWorld, MassEffect). Опрошенные допускают, что бонусом могут быть фразы и отсылки к книгам, фильмам. «Если будет зачетно нарисованный персонаж, может и вашу ссылку посмотрим».
Студенты – попросили смешные картинки/комиксы, «можно с сюжетом».
Взрослые – сказали, что картинки и отсылки их интересуют мало, а вот если бы были удачные цитаты, советы и рекомендации известных бизнесменов, то в нашей бизнес-игре это было бы вторым мегаполезным слоем для игроков.
И работа третьего этапа полностью перечеркивает все старания и творческие страдания второго. Спрашивается, зачем вообще нужны первый и второй этап, взлеты и падения, работа и переживания? Можно было сразу начать с третьего, как завещал старик Котлер? Увы… Я не могу объяснить почему, но всякий раз, когда мы опускаем первые два этапа, на выходе получается пластмассовая, искусственная штука, вымученная ради галочки напротив пункта «пасхалка». Никому ненужная, недрайвовая, неинтересная. Я не знаю, почему так, – может знаете вы?
Примечание: проведенный опрос, разумеется, не может претендовать на валидность. Другие школьники или взрослые могут выдвинуть совсем иные требования. Мы не сможем угодить всем, но нам и не надо. Из опроса я выцепил то, что я и раньше знал: что надо балансировать между веселым и полезным, не скатываясь при этом ни в ту, ни в другую крайность. Надо предложить свой путь. Даже если это будет комикс с персонажами современных игр, говорящих друг другу умные бизнес-советы.
С отсылками на бизнес и художественную литературу мелким шрифтом в конце .
Этап Четвертый. Реализация.
На этом этапе мы бережно и заботливо (по отношению к золотым рукам наших потрясающих художниц) готовим техническое задание. Мы работаем в киноиндустрии, мы же не будем, как делают некоторые, говорить: «покажите нам три-пять вариантов, потом еще три-пять», а потом ткнем пальцем, который доделывать? Мы же не такие?)
Мы вполне можем самостоятельно продумать, сделать скетч (эскиз), протестировать. Потом (с художницей) сделать один пилотный экземпляр и еще раз протестировать.
Затем составить подробное описание каждой карточки, насобирать референсев (примеров), сразу подготовить чистовые тексты карточек, проверенные корректором или хотя бы вордом, убирая из них опечатки, расставляя точки и запятые.
И потом порциями скармливать нашим девочкам, не забывая гладить их (морально) и говорить, какие они умнички и таланты. Такие уж они у нас и есть.
Буду рад прокомментировать и ответить на вопросы. Давайте, пинайте…)
Ваш,
А.С.