Поиск первопричин в проблемах образования (ответ на вопрос Анатолия Гина)

ОБЕЩАННЫЙ ПОСТ ПО ПРОБЛЕМАМ В ОБРАЗОВАНИИ

(много букв и требуется быть в теме, иначе будет лень читать)

Меня зовут Антон Смирнов, я занимаюсь образовательными проектами с 2008-го года. Долгое время работал над развивающими программами для младших классов на экспериментальной площадке «Формула УМА!» вместе с Александром Лобком, Алексеем Сальниковым и другими энтузиастами.

Позже участвовал в развитии проекта «Формула Ума 2», где основной аспект уделяется комплексному развитию личности ребенка: эмоционального интеллекта, развития эстетики (чувства прекрасного), этики (нормы морали), физического развития и гигиены (в том числе развитие силы воли, личностной дисциплины, концентрации и т.п.), уровня осознанности и др.

С 2011-го года я занимаюсь проектом, связанным с профориентацией и личностным самоопределением школьников, построением индивидуальных образовательных, профессиональных и личностных траекторий. Являюсь одним из разработчиков настольной игры «Профи Плюс», методических пособий и сценариев уроков, автор и режиссер образовательных фильмов, продюсер и основатель мультсериала для школьников «Калейдоскоп Профессий», для малышей «В мире профессий» и для взрослых «Лига проф.испытателей». Совместно с нашей командой создаю и другие мультфильмы для детей, и интересуюсь многими другими проектами. Если остались вопросы – пишите в комментариях или на ФБ.

Анатолий Гин (Проект «Образование новой эры») провел эксперимент на фейсбуке и собрал ряд вопросов, связанных с проблемами в образовании. Я решил параллельно проанализировать эти вопросы. Собранные вопросы, по сути, отражают большую часть современных проблем в области образования.

У известного экономиста Элияху Голдратта, создателя «Теории ограничений», есть гипотеза, что в основе множества проблем в одной области, находится всего одна или две первопричины. Я хотел посмотреть, удастся ли найти такие первопричины среди разнообразных образовательных проблем.

Сначала я провел группировку и сортировку вопросов, разделяя их на исследовательские (где требуется объяснить причину) и изобретательские (где необходимо предложить решение). Затем разделил на группы, например, на вопросы общего характера, имеющие отношение ко всей системе образования; на вопросы узкопредметные, по решению локальных задач (из серии «как выбрать профессию в 9-м классе») и так далее.

Уже на уровне сортировки вопросов я обратил внимание на некоторую схожесть, а начиная разбирать вопросы детально, я уже не мог избавиться от постоянного эффекта дежавю.

UPD: Дальше будет много текста с конкретными примерами: уже раза три сократил, но букв много. Без вопросов – неконкретно, а с вопросами – очень длинно.
Я искал первопричины, но для этого мне пришлось найти ответы на каждый вопрос. Ответов у меня было 2 типа: что можно сделать в текущих условиях и, идеалистичный, как это должно было быть. Последний тип ответов и позволял найти первопричины. Вопросы и ответы — если будет интересно — могу выложить отдельно.
 

Например, возьмем два типичных вопроса:

1) Александр Солодов «Нужен способ превращать безразличных и ленивых молодых людей в искренне заинтересованных и любознательных»

2) Сергей Дмитриев «Как сделать так, чтоб ребенок САМ, без школы, родителей, улицы, выполнял функцию школы, родителей, улицы?». 

Я подошел к решению этих вопросов как к исследовательской задаче, которая должна объяснить причину, почему сейчас этого не происходит. Мы знаем, что человек (ребенок) не рождается безразличным или ленивым (если это не болезнь). Но может легко стать таким  в результате работы образовательной системы, сложившейся культуры отношений в доме-улице-детском саду-школе. Получается, что ответом на вопрос «в чем причина», является СРЕДА, в которой развивается ребенок.

Поместите ребенка в развивающую среду – и это будет заинтересованный и любознательный человек, верните его обратно в наше общество – и мы получим те проблемы, что имеем.

То есть мы знаем рецепт получения любознательных и заинтересованных личностей —  это «выращивание» их в развивающей среде. (Это мы и раньше знали: среда Монтессори, триз-педагогика и т.п.), но вопрос то был: что делать с уже «безразличными и ленивыми»?

Ответ дает Роберт Оуэн:

«Человек – продукт среды».

Адаптивные возможности, присущие человеку, отреагируют на соответствующее изменение среды, превращая «ленивых и безразличных» в «заинтересованных и любознательных» вне зависимости от их возраста. То есть ответ: изменять среду, в которой находятся современные школьники (дети).

Осталось только понять, как можно изменить эту среду.

Но отвечая на другие вопросы, находится ответ и на этот…. Давайте попробуем:

Михаил Пышкин спрашивает «Как дать ребенку увидеть его цели, для которых он должен трудиться во время обучения?».

1) Если мы зададим ребенку конкретные цели – то мы детерминируем его образовательный процесс, то есть сузим и заведем в конкретные рамки, направленные на решение именно этих целей. Такой подход может превратить детей в «ленивых и безразличных».

2) «Трудиться в обучении» в данном контексте имеет негативную коннотацию. Словно ребенок должен выполнять неприятную, но обязательную работу по обучению. Такое отношение тоже может привести нас к получению «ленивых и безразличных».

А ведь мы знаем, как увлеченно и самоотверженно может «трудиться» ребенок над своими «я хочу», выполняя гораздо больший труд по сложности и объему, чем требуется, например, для родительских целей.

Постановка образовательной задачи в таком ключе (а также формулировки большинства вопросов, собранных Анатолием, о проблемах образованиях) приводит нас к тому, что, возможно, первопричина находится в неверном представлении, понимании и отношении к ОБРАЗОВАНИЮ, как в целом, так и в частностях.  И возможным решением является переосмысление ФИЛОСОФИИ ОТНОШЕНИЯ К ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотрим, что происходит сейчас:

— заменяются понятия «целей» в образовании: взрослые склонны к сужению образовательных целей у ребенка под решение задач, типа сдачи ЕГЭ и т.п.;

— формируется отношение к образованию как к труду: забывается, что бывает «труд в радость», а не только «труд в обязанность»;

— процесс образования отделяется от реальной жизни ребенка и загоняется в искусственные рамки: «образование – это то, что дается в школе с 1-го по 11-й классы»;

— сужается круг участников образовательного процесса: педагог, ребенок и, в лучшем случае, родитель – и всё;

<…>

И так далее. Образование стало жестко детерминированным процессом, искусственно выделенным из хода естественного развития ребенка.

Такое восприятие образования достаточно общепринято, разделяется и родителями, и педагогами, и государством (школами).

Что произойдет, если мы поменяем ФИЛОСОФИЮ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ?

То, что я сейчас называю «философией отношения к образованию», это та образовательная парадигма, которая сложилась и в головах у родителей, и в обществе (культуре), и в государственной системе образования – это исследовательский ответ на все остальные заданные вопросы, а так же изобретательский ответ на вопрос – как решить ту или иную проблему (ответ: меняя отношение к тому, что называется образованием, образовательным процессом).

wink/Надо заметить, что в новых ФГОСах, как в школе, так и в детсадах, частично наметился «поворот к лучшему», но сможет ли он сломать инерцию мышления у педагогов и родителей (и при этом не сломаться в худшую сторону сам)?

По поводу изменений в «философии отношения к образованию» можно привести такие моменты, требующие переосмысления и принятия у родителей, педагогов, общества (культуры):

1) Образование – это не процесс, зажатый в школьные годы, а процесс, начинающийся с рождения ребенка и не заканчивающийся до самых последних дней.
Другими словами, никто не выключен из образовательного процесса. Те же родители – такие же участники образовательного процесса, как и их дети.

2) Сам образовательный процесс – это не процесс, который может начаться и закончиться (или к которому можно обратиться в череде других процессов), как например, просмотр телевизора (включили – выключили); в «новой философии» каждая минута существования, любой вид деятельности – является по своему духу образовательным процессом.

3) Соответствующим (коренным) образом пересматривается отношение к ЦЕЛЯМ образования, КРИТЕРИЯМ оценки образования, ТЕХНОЛОГИИ образовательного процесса.<…>

4) Меняется отношение к СРЕДЕ, в которой происходит образование и к УЧАСТНИКАМ процесса образования. Образовательная среда – это та среда, в которой ребенок ЕСТЕСТВЕННЫМ образом развивается и находится в постоянном стремлении к развитию.
Образовательная среда – это не комната ребенка и не набор развивающих игрушек. Это КОМПЛЕКС, в который входит и культура взаимоотношений, и модель поведения внутри семьи, и информационное пространство.

В идеалистическом представлении, участники образовательного процесса – это не только ребенок, родители и педагог, но и сосед, и «голова в телевизоре» (информационное пространство), и вся система общественных ценностей и понятий (общественное мировоззрение).

В «новой среде» ребенок живет и развивается в системе, где нет людей, чей бы образовательный процесс был бы закончен. Ребенок развивается и учится наравне со своими родителями и со своими педагогами. (И, увы, полностью разрушается детский миф, что «быть взрослым – это закончить учиться»).

Как же можно изменить образовательную философию?

1) В настоящее время, самая распространенная тактика, предпринимаемая многими взрослыми, заключается в концентрации усилий по воспитанию и образованию детей по новым технологиям и стандартам, обеспечении детей особой развивающей средой (в старом смысле этого слова), особыми педагогами и так далее. Это тактика предполагает, что дети, выращенные по новой системе, при появлении собственных детей будут воспроизводить эту систему.

2) Другая тактика, используемая в технологиях социальной инженерии (а также часто применяемая в бизнесе) предлагает концентрацию усилий не на работе с детьми, а на работе со взрослыми. Причем не со всеми сразу, а последовательно, по конкретной методике (технологии).  <…>

3) Существующая новая философия, точнее “новая идеология образования” не должна быть изолированной от существующего социума или развиваться параллельно ему. Она должна интегрироваться с социумом, переходить на его язык и использовать существующую систему ценностей, влияя на мировоззрение и формирование новой среды.
 

Это может выражаться:

 в создании массмедиа-продуктов в популярных форматах и заполнение информационного пространства (фильмы, игры, мероприятия, произведения культуры и искусства), пропагандирующие новую идеологию (философию);

— в финансовом доминировании «новой эры образования» с помощью продвижения технологий и продуктов, меняющих среду (развивающих игр, площадок, уроков, занятий, секций, тренингов, семинаров, предприятий и т.п.);

Для продвижения новой идеологии поможет использование:

— прямого обращения к системе ценностей и потребностей, например, в сильном желании людей в благополучии собственных детей, ради достижения которого они будут готовы «двигаться» в своем развитии, менять свои ценности и установки (если это способствует достижению цели благополучия);

 огромного потенциала игровых и развивающих технологий, которые сейчас направлены на детей, а могут быть направленны и на ВЗРОСЛЫХ: элементы игрофикации и психологическое (социальное) поощрение способны сделать чудеса и перевернуть мир. Самые «твердолобые» взрослые, поощренные и поддержанные, направленные и увлеченные, первыми станут адептами перемен в культуре и технологии образования, направят свои ресурсы на собственное развитие и образование, если социум будет их поощрять и мотивировать на уровне изменения статуса и отношения.

<…>

Такая работа должна быть системной и непрерывной.

Возвращаясь к истокам – к собранным вопросам по проблемам образования.

Нет смысла приводить ответы на каждый вопрос, общая суть такая: изменение философии отношения к образованию даёт решение перечисляемых проблем (или сами проблемы перестают существовать в новой образовательной парадигме). Меняется философия – меняется среда. Меняется среда – меняется человек внутри среды. А изменение среды и философии – это вопрос технологии, времени, финансов. А для старта нужны проповедники новой идеологии. Но они, как мы видим, уже появляются тут и там, пока еще необъединенные и неорганизованные, но активные и пассионарные.

  Такой вот коротенький ответ получилсяwink

Голосование (закрыто)

Результаты голосования
Все мысли изложены понятно, вопросов нет.
81% (22 голоса)
Не всё понятно. Задам вопрос в комментарии.
7% (2 голоса)
Многое непонятно. Отпишусь в комментариях или личном сообщении автору
4% (1 голос)
ОМГ! Что всё это значит?!?!?
7% (2 голоса)
Всего голосов: 27
Архив комментариев

Вопрос

Я правильно понимаю, что автор предлагает подхватить выпавшее знамя из рук Р. Оуна и продолжить его безумные идеи?

Ответ

Ээээ…. Если речь про то, чтобы строить социализм или коммунизм — то я пас.

Если про воспитание «самостоятельно и рационально мыслящих людей», то добавляя развитие эмоций, этики, эстетики и тп — то я за. За максимуму Оуэна про то, что «умственное воспитание и знания не должны противоречить здравому смыслу» — памятник готов ему поставить (кстати, уже стоят ему памятники…).

Не хотелось бы повторять его ошибки — «единичными попытками усилий отдельных людей поменять мир». Но об этом я и упомянул в конце:-)

С уважением,

Антон Смирнов

Уточнение понятия » Образовательная среда »

Уважаемый Антон, посмотрите книжечку о педагогике, в которой предложены определения образовательной среды и образовательного пространства. Буду рад, если заинтересует какае-либо методологические аспекты. Удачи !

СПАСИБО ЗА ССЫЛКУ!

Здравствуйте!
Прочитал взахлеб! Глоток свежего воздуха!
Понятный, читаемый язык. Ясное изложение мыслей!
Четкая аргументация. Чувство юмора.
Боже! Неужели такие люди существуют?!?
Я готов все бросить и пойти мыть за ними доску, чтобы просто быть рядом и иметь возможность слушать (в последующем очень хочется забраться на ваши плечи)
Есть несколько аргументированных сомнений по поводу некоторых позиций «выводов». Но куда писать — да и надо ли?)

С уважением,
Антон Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

arrow