Перейти к основному содержанию
 
  • English
  • Русский
  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМПАНИИ
  • НАШИ ПРОЕКТЫ
  • ИНВЕСТОРАМ
  • ДИСТРИБЬЮТОРАМ
  • СОТРУДНИЧАТЬ
  • БЛОГ КОМПАНИИ
  • КОНТАКТЫ

Вы здесь

Главная » Блог » 4. Всякая всячина

Поиск первопричин в проблемах образования (ответ на вопрос Анатолия Гина)

ОБЕЩАННЫЙ ПОСТ ПО ПРОБЛЕМАМ В ОБРАЗОВАНИИ

(много букв и требуется быть в теме, иначе будет лень читать)

Anton Smirnov / Антон Смирнов (НАВИГАТУМ)

Меня зовут Антон Смирнов, я занимаюсь образовательными проектами с 2008-го года. Долгое время работал над развивающими программами для младших классов на экспериментальной площадке «Формула УМА!» вместе с Александром Лобком, Алексеем Сальниковым и другими энтузиастами.

Позже участвовал в развитии проекта «Формула Ума 2», где основной аспект уделяется комплексному развитию личности ребенка: эмоционального интеллекта, развития эстетики (чувства прекрасного), этики (нормы морали), физического развития и гигиены (в том числе развитие силы воли, личностной дисциплины, концентрации и т.п.), уровня осознанности и др.

С 2011-го года я занимаюсь проектом, связанным с профориентацией и личностным самоопределением школьников, построением индивидуальных образовательных, профессиональных и личностных траекторий. Являюсь одним из разработчиков настольной игры «Профи Плюс», методических пособий и сценариев уроков, автор и режиссер образовательных фильмов, продюсер и основатель мультсериала для школьников «Калейдоскоп Профессий», для малышей «В мире профессий» и для взрослых «Лига проф.испытателей». Совместно с нашей командой создаю и другие мультфильмы для детей, и интересуюсь многими другими проектами. Если остались вопросы – пишите в комментариях или на ФБ.

Анатолий Гин (Проект «Образование новой эры») провел эксперимент на фейсбуке и собрал ряд вопросов, связанных с проблемами в образовании. Я решил параллельно проанализировать эти вопросы. Собранные вопросы, по сути, отражают большую часть современных проблем в области образования.

У известного экономиста Элияху Голдратта, создателя «Теории ограничений», есть гипотеза, что в основе множества проблем в одной области, находится всего одна или две первопричины. Я хотел посмотреть, удастся ли найти такие первопричины среди разнообразных образовательных проблем.

Сначала я провел группировку и сортировку вопросов, разделяя их на исследовательские (где требуется объяснить причину) и изобретательские (где необходимо предложить решение). Затем разделил на группы, например, на вопросы общего характера, имеющие отношение ко всей системе образования; на вопросы узкопредметные, по решению локальных задач (из серии «как выбрать профессию в 9-м классе») и так далее.

Уже на уровне сортировки вопросов я обратил внимание на некоторую схожесть, а начиная разбирать вопросы детально, я уже не мог избавиться от постоянного эффекта дежавю.

winkUPD: Дальше будет много текста с конкретными примерами: уже раза три сократил, но букв много. Без вопросов – неконкретно, а с вопросами – очень длинно.
Я искал первопричины, но для этого мне пришлось найти ответы на каждый вопрос. Ответов у меня было 2 типа: что можно сделать в текущих условиях и, идеалистичный, как это должно было быть. Последний тип ответов и позволял найти первопричины. Вопросы и ответы - если будет интересно - могу выложить отдельно.

 

 

 

Например, возьмем два типичных вопроса:

 

1) Александр Солодов «Нужен способ превращать безразличных и ленивых молодых людей в искренне заинтересованных и любознательных»

2) Сергей Дмитриев «Как сделать так, чтоб ребенок САМ, без школы, родителей, улицы, выполнял функцию школы, родителей, улицы?». 

 

Я подошел к решению этих вопросов как к исследовательской задаче, которая должна объяснить причину, почему сейчас этого не происходит. Мы знаем, что человек (ребенок) не рождается безразличным или ленивым (если это не болезнь). Но может легко стать таким  в результате работы образовательной системы, сложившейся культуры отношений в доме-улице-детском саду-школе. Получается, что ответом на вопрос «в чем причина», является СРЕДА, в которой развивается ребенок.

Поместите ребенка в развивающую среду – и это будет заинтересованный и любознательный человек, верните его обратно в наше общество – и мы получим те проблемы, что имеем.

То есть мы знаем рецепт получения любознательных и заинтересованных личностей -  это «выращивание» их в развивающей среде. (Это мы и раньше знали: среда Монтессори, триз-педагогика и т.п.), но вопрос то был: что делать с уже «безразличными и ленивыми»?

Ответ дает Роберт Оуэн:

«Человек – продукт среды».

Адаптивные возможности, присущие человеку, отреагируют на соответствующее изменение среды, превращая «ленивых и безразличных» в «заинтересованных и любознательных» вне зависимости от их возраста. То есть ответ: изменять среду, в которой находятся современные школьники (дети).

Осталось только понять, как можно изменить эту среду.

Но отвечая на другие вопросы, находится ответ и на этот…. Давайте попробуем:

Михаил Пышкин спрашивает «Как дать ребенку увидеть его цели, для которых он должен трудиться во время обучения?».

1) Если мы зададим ребенку конкретные цели – то мы детерминируем его образовательный процесс, то есть сузим и заведем в конкретные рамки, направленные на решение именно этих целей. Такой подход может превратить детей в «ленивых и безразличных».

2) «Трудиться в обучении» в данном контексте имеет негативную коннотацию. Словно ребенок должен выполнять неприятную, но обязательную работу по обучению. Такое отношение тоже может привести нас к получению «ленивых и безразличных».

А ведь мы знаем, как увлеченно и самоотверженно может «трудиться» ребенок над своими «я хочу», выполняя гораздо больший труд по сложности и объему, чем требуется, например, для родительских целей.

Постановка образовательной задачи в таком ключе (а также формулировки большинства вопросов, собранных Анатолием, о проблемах образованиях) приводит нас к тому, что, возможно, первопричина находится в неверном представлении, понимании и отношении к ОБРАЗОВАНИЮ, как в целом, так и в частностях.  И возможным решением является переосмысление ФИЛОСОФИИ ОТНОШЕНИЯ К ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Посмотрим, что происходит сейчас:

- заменяются понятия «целей» в образовании: взрослые склонны к сужению образовательных целей у ребенка под решение задач, типа сдачи ЕГЭ и т.п.;

- формируется отношение к образованию как к труду: забывается, что бывает «труд в радость», а не только «труд в обязанность»;

- процесс образования отделяется от реальной жизни ребенка и загоняется в искусственные рамки: «образование – это то, что дается в школе с 1-го по 11-й классы»;

- сужается круг участников образовательного процесса: педагог, ребенок и, в лучшем случае, родитель – и всё;

<…>

И так далее. Образование стало жестко детерминированным процессом, искусственно выделенным из хода естественного развития ребенка.

Такое восприятие образования достаточно общепринято, разделяется и родителями, и педагогами, и государством (школами).

Что произойдет, если мы поменяем ФИЛОСОФИЮ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ?

 

То, что я сейчас называю «философией отношения к образованию», это та образовательная парадигма, которая сложилась и в головах у родителей, и в обществе (культуре), и в государственной системе образования – это исследовательский ответ на все остальные заданные вопросы, а так же изобретательский ответ на вопрос – как решить ту или иную проблему (ответ: меняя отношение к тому, что называется образованием, образовательным процессом).

wink/Надо заметить, что в новых ФГОСах, как в школе, так и в детсадах, частично наметился «поворот к лучшему», но сможет ли он сломать инерцию мышления у педагогов и родителей (и при этом не сломаться в худшую сторону сам)?

 

По поводу изменений в «философии отношения к образованию» можно привести такие моменты, требующие переосмысления и принятия у родителей, педагогов, общества (культуры):

1) Образование – это не процесс, зажатый в школьные годы, а процесс, начинающийся с рождения ребенка и не заканчивающийся до самых последних дней.
Другими словами, никто не выключен из образовательного процесса. Те же родители – такие же участники образовательного процесса, как и их дети.

2) Сам образовательный процесс – это не процесс, который может начаться и закончиться (или к которому можно обратиться в череде других процессов), как например, просмотр телевизора (включили – выключили); в «новой философии» каждая минута существования, любой вид деятельности – является по своему духу образовательным процессом.

3) Соответствующим (коренным) образом пересматривается отношение к ЦЕЛЯМ образования, КРИТЕРИЯМ оценки образования, ТЕХНОЛОГИИ образовательного процесса.<…>

4) Меняется отношение к СРЕДЕ, в которой происходит образование и к УЧАСТНИКАМ процесса образования. Образовательная среда – это та среда, в которой ребенок ЕСТЕСТВЕННЫМ образом развивается и находится в постоянном стремлении к развитию.
Образовательная среда – это не комната ребенка и не набор развивающих игрушек. Это КОМПЛЕКС, в который входит и культура взаимоотношений, и модель поведения внутри семьи, и информационное пространство.

В идеалистическом представлении, участники образовательного процесса – это не только ребенок, родители и педагог, но и сосед, и «голова в телевизоре» (информационное пространство), и вся система общественных ценностей и понятий (общественное мировоззрение).

В «новой среде» ребенок живет и развивается в системе, где нет людей, чей бы образовательный процесс был бы закончен. Ребенок развивается и учится наравне со своими родителями и со своими педагогами. (И, увы, полностью разрушается детский миф, что «быть взрослым – это закончить учиться»).

 

Как же можно изменить образовательную философию?

1) В настоящее время, самая распространенная тактика, предпринимаемая многими взрослыми, заключается в концентрации усилий по воспитанию и образованию детей по новым технологиям и стандартам, обеспечении детей особой развивающей средой (в старом смысле этого слова), особыми педагогами и так далее. Это тактика предполагает, что дети, выращенные по новой системе, при появлении собственных детей будут воспроизводить эту систему.

2) Другая тактика, используемая в технологиях социальной инженерии (а также часто применяемая в бизнесе) предлагает концентрацию усилий не на работе с детьми, а на работе со взрослыми. Причем не со всеми сразу, а последовательно, по конкретной методике (технологии).  <…>

3) Существующая новая философия, точнее “новая идеология образования” не должна быть изолированной от существующего социума или развиваться параллельно ему. Она должна интегрироваться с социумом, переходить на его язык и использовать существующую систему ценностей, влияя на мировоззрение и формирование новой среды.
 

Это может выражаться:

-- в создании массмедиа-продуктов в популярных форматах и заполнение информационного пространства (фильмы, игры, мероприятия, произведения культуры и искусства), пропагандирующие новую идеологию (философию);

-- в финансовом доминировании «новой эры образования» с помощью продвижения технологий и продуктов, меняющих среду (развивающих игр, площадок, уроков, занятий, секций, тренингов, семинаров, предприятий и т.п.);

 

Для продвижения новой идеологии поможет использование:

-- прямого обращения к системе ценностей и потребностей, например, в сильном желании людей в благополучии собственных детей, ради достижения которого они будут готовы «двигаться» в своем развитии, менять свои ценности и установки (если это способствует достижению цели благополучия);

-- огромного потенциала игровых и развивающих технологий, которые сейчас направлены на детей, а могут быть направленны и на ВЗРОСЛЫХ: элементы игрофикации и психологическое (социальное) поощрение способны сделать чудеса и перевернуть мир. Самые «твердолобые» взрослые, поощренные и поддержанные, направленные и увлеченные, первыми станут адептами перемен в культуре и технологии образования, направят свои ресурсы на собственное развитие и образование, если социум будет их поощрять и мотивировать на уровне изменения статуса и отношения.

<…>

Такая работа должна быть системной и непрерывной.

 

Возвращаясь к истокам – к собранным вопросам по проблемам образования.

Нет смысла приводить ответы на каждый вопрос, общая суть такая: изменение философии отношения к образованию даёт решение перечисляемых проблем (или сами проблемы перестают существовать в новой образовательной парадигме). Меняется философия – меняется среда. Меняется среда – меняется человек внутри среды. А изменение среды и философии – это вопрос технологии, времени, финансов. А для старта нужны проповедники новой идеологии. Но они, как мы видим, уже появляются тут и там, пока еще необъединенные и неорганизованные, но активные и пассионарные.

  Такой вот коротенький ответ получилсяwink

 

 


 

Категория: 

  • 4. Всякая всячина
‹ Пасхалки в образовательных проектах Вверх Про нравственно-патриотическое воспитание ›
  • Версия для печати
  • Добавить комментарий

Комментарии

Вопрос

Оставлен Гость (не проверено) Пнд, 06/22/2015 - 16:42

Я правильно понимаю, что автор предлагает подхватить выпавшее знамя из рук Р. Оуна и продолжить его безумные идеи?

  • ответить

Ответ

Оставлен admin Ср, 06/24/2015 - 14:22

Ээээ.... Если речь про то, чтобы строить социализм или коммунизм - то я пас.

Если про воспитание "самостоятельно и рационально мыслящих людей", то добавляя развитие эмоций, этики, эстетики и тп - то я за. За максимуму Оуэна про то, что "умственное воспитание и знания не должны противоречить здравому смыслу" - памятник готов ему поставить (кстати, уже стоят ему памятники…).

Не хотелось бы повторять его ошибки - "единичными попытками усилий отдельных людей поменять мир". Но об этом я и упомянул в конце:-)

 

С уважением,

Антон Смирнов

  • ответить

Уточнение понятия '' Образовательная среда ''

Оставлен Гость (не проверено) Ср, 09/02/2015 - 01:03

Уважаемый Антон, посмотрите книжечку о педагогике, в которой предложены определения образовательной среды и образовательного пространства. Буду рад, если заинтересует какае-либо методологические аспекты. http://fpo.msu.ru/open_files/public/pedlog.pdf Удачи !

  • ответить

СПАСИБО ЗА ССЫЛКУ!

Оставлен admin Пнд, 09/14/2015 - 18:07

Здравствуйте!
Прочитал взахлеб! Глоток свежего воздуха!
Понятный, читаемый язык. Ясное изложение мыслей!
Четкая аргументация. Чувство юмора.
Боже! Неужели такие люди существуют?!?
Я готов все бросить и пойти мыть за ними доску, чтобы просто быть рядом и иметь возможность слушать (в последующем очень хочется забраться на ваши плечи)
Есть несколько аргументированных сомнений по поводу некоторых позиций "выводов". Но куда писать - да и надо ли?)

С уважением,
Антон Смирнов

  • ответить

 

Поиск по сайту:

Категории блога

  • 1. О работе и вакансиях ;-)
  • 2. Мультсериал "Калейдоскоп Профессий"
  • 3. Другие проекты
  • 4. Всякая всячина

Перечень страниц

  • Принципы компании Парамульт / Навигатум (новичкам)
  • Вопросы про вакансию "Помощник Продюсера"/ "Разработчик"
  • Процесс создания образовательной продукции (мультфильмов)
  • Вакансии
  • Вакансия "Тестировщик образовательного контента"
  • Димка Дотошкин - главный герой сериала Навигатум Калейдоскоп Профессий
  • Интервью с режиссером 2-го сезона мультсериала "Калейдоскоп Профессий" - Егором Ивановым
  • Как тестируются мультфильмы "Калейдоскоп Профессий"?
  • Личностное самоопределение. Сценарий мультфильма Калейдоскоп Профессий
  • Мультфильм "ТРИЗ с котом Потряскиным"
  • Навигатум: Формула Ума (ответы на вопросы журналиста)
  • Обсуждение черновой версии мультфильма и урока "Профессия Педагог
  • Пасхалки в образовательных проектах
  • Поиск первопричин в проблемах образования (ответ на вопрос Анатолия Гина)
  • Про нравственно-патриотическое воспитание
  • Профориентация - это борьба за души
  • Профориентация без самоопределения - деньги на ветер
  • Рассказ о профессии "Сити-фермер" для школьников
  • Сериал "В пределах погрешности"
  • Спецвыпуск "Компетенции специалистов" (Мультсериал "Калейдоскоп Профессий")
  • Урок по профориентации. 1 класс. Труд, трудолюбие, работа.
  • 7 мин замедленного действия в профориентации молодежи
  • 10 причин, по которым дистанционные курсы (MOOC) - зло

На главную | Наверх | Контакты

Copyright © 2021. All Rights Reserved.