Создание сценария в рамках образовательного мультсериала «Калейдоскоп Профессий»
Хронометраж серии: 6 минут (можно разбить на части серии)
Задача серии:
Объяснить просто и доступно (для школьников средних и старших классов):
- Что такое непрерывное образование?
- Почему непрерывное образование – неизбежность?
- Что конкретно изменится в реальной жизни?
Предлагаемая логика изложения:
1) Обозначить проблематику на «живом» примере:
1) Например, учился наш персонаж 5 лет на кинооператора, всё выучил о плёнке, только вот снимают сейчас на цифру. Когда поступал на курсы доп.образования – было круто снимать на 2К, а сейчас уже 8К камеры есть. А на них подругому картинку кадрируют…
2) Учился 5 лет на инженера, работать на одном заумном станке – пришёл на завод, а там станки на 2 поколения круче. Другие станки, другое программное обеспечение, другие методики. Чему учился, спрашивается…
3) Области, где открытия каждый день: физика, химия, медицина (геном, мозг и тп) и другие: тут за 5 лет не просто новое появилось, а ещё и «старое» стали отрицать и считать в корне неверным.
2) Обозначить проблему шире и общее:
1) Экспоненциальная кривая человеческого развития: десятки тысяч лет от костра до колеса, тысячи лет от колеса до парового двигателя, пятьсот лет от парового двигателя до компьютера, 100 лет от первого самолёта до космической ракеты, и тд.
2) График-кривая скорости передачи и хранения данных: 30 лет назад дискета на 51 килобайт; сегодня в доступе флешка размером с ноготь мизинца на 1 террабайт, завтра — ? (можно провести аналогию с расстоянием до звёзд, что стали вдруг доступны самые дальние).
3) Численность населения: 100 лет назад – 1 миллиард; 50 лет назад – 3 миллиарда; 15 лет назад – 6 миллиардов, сегодня – 7, через 30 лет – будет 9. Итого: В АБСОЛЮТНОМ выражении резко увеличилось (и увеличивается) количество учёных, проектировщиков, программистов, изобретателей… Новые открытия будут не каждый день, как сейчас – а каждый час!
4) Количество книг и произведений искусства. До книгопечатания – единицы. После – возросло колосально. Но еще 50-100 лет назад можно было прочитать почти все более-менее значимые книги. Сейчас уже не возможно дочитать до конца просто СПИСОК все произведений: они появляются быстрее, чем средняя скорость чтения человека. Особенно емко в области кино: 115 лет назад фильмов не было ни одного. 50 лет назад уже было сложно бы просмотреть все фильмы, а сегодня ежедневно на ютубе появляется столько же видео, сколько было снято за первые сто лет кинематографа – и число это увеличивается.
ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ КТО-ТО СОРТИРОВАЛ САМЫЕ ЛУЧШИЕ И ЗНАЧИМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – уже не возможно было бы прочитать их ВСЕ за целую жизнь (спорный момент про критерии «лучших» и «значимых»).
3) Сформулировать вопрос на решение
1) Допустим, ты молодой специалист по какой-то профессии. Например, инженер конструктор в области робототехники. Ещё наши родители могли бы прочитать ВСЕ книги по конкретной тематике. Сейчас, даже если ты будешь читать уже отобранный материал: ты не когда не сможешь прочитать всё. Информационный порог уже пройдён: количество новой информации — даже по узко выбранной теме — будет больше, чем возможности её освоить. Но самое главное: кто будет отбирать текст? Ведь на это требуется ещё больше временных ресурсов.ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ?
2) А ведь быть в специалистом только в одной области – это тупик. Чем больше смежных специальностей – тем больше отдача. Сейчас потерялись границы между физикой и химией… Современному специалисту требуются знания в других областях (а эти знания увеличиваются в геометрической прогрессии).
4) Предложить варианты решения:
1) Предсказание роста самообразующихся научных и профессиональных сообществ, агрегирующих всю новую информацию по ключевой теме, сортирующих и ранжирующих её – для новых специалистов, появляющихся в отрасли.
2) Система тьюторов, позволяющих указывать возможные векторы развития.
3) Система непрерывного образования: от рождения до самой старости.
(Под спойлерами предложены образы или идеи).
Пожалуйста, оставляйте комментарии!
Или можно перейти на страницу свободного редактирования в гугл-док