ЧТО ТАКОЕ ТРУД?
Это черновые материалы по создании методического пособия (сценария урока) и рабочей тетради для учеников 1-го класса. Уроки по профориентации. Тема: труд и работа. Мета-цель: формирование трудолюбия.
Лаборатория профессий. / 1 класс / УРОК № 2 / Что такое труд
Вступление в урок (ответ на вопрос с прошлого урока)
Ребята, здравствуйте! Кто нашел ответ на вопрос: «У каких животных много профессий?»
(…)
Наш победитель – муравей! Среди муравьев есть представители самых разных профессий. Охотники, пастухи, охранники, разведчики, кладовщики, грузчики, строители.
Это полезно! | Если хотите узнать подробнее про одну из самых интересных профессий муравья и узнать, кто такой мирмиколог – смотрите развивающий мультфильм «Формула Ума» — https://youtu.be/vn9U9om-3Nw |
Вводная
Ребята, напомню, мы с вами ученые в Лаборатории Профессии и наша цель – изучение окружающего мира. Сегодня у меня к вам очень важная исследовательская работа. Посмотрите внимательно на эту картинку:
Педагог включает слайд. На нём изображены:
теннисистка делает сет мячом; | ученый на спиртовке держит колбу; | домохозяйка со шваброй моет пол; | в поле человек собирает картошку; | рабочий на станке точит деталь; | на офисном фоне менеджер в галстуке разговаривает по телефону; | пианист играет перед большим залом; | школьник делает домашнее задание; | школьник мастерит кораблик; | девочка поливает цветы – большую оранжерею |
Педагог:
— Что же на ней изображено? Что делают эти люди, давайте разберем по очереди. Вот тут спортсменка. В какую игру она играет, кто скажет?
— Отвечают: теннис
— Да, правильно, теннис. Смотрите, а это наш коллега ученный. Наверное ставит какой-то эксперимент. А вот домохозяйка. Что делает?
— …Моет пол…
— Согласна. Идем дальше. Кто из вас помогал родителям в саду убирать урожай?
— …
— Кто знает, что делает этот человек и как называется его профессия? (про токаря)
— ….
— Это токарь, он работает в заводском цеху и вытачивает деталь. А это кто? (про менеджера)
— …
— Людей, которые работают по телефону, часто называют менеджерами. Но не каждый, кто в галстуке — менеджер! А это кто (показывает на пианиста)
— …
— Пианист, выступает в филармонии перед знающей публикой. Но вот посмотрите сюда – что делает этот школьник? (…) Домашнее задание. А этот? (…) Собирает корабль. А девочка? (…) Поливает цветы.
— А сейчас самый важный вопрос. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
— Дети высказывают предположения. Педагог поощряет («отлично», «молодец») и говорит «ещё», «ещё» — ускоряя темп, провоцируя детей на новые гипотезы. До тех пор пока кто-либо из ребят не скажет «работа» (или слово «труд»). В этом случае Педагог переключается:
— Отлично! Спасибо! Я услышала слово «работа» (или «труд»). Но уважаемые исследователи, кто может мне сказать, что же такое – работа?
— … дети предлагают ответы…,
Педагог поощряет каждого и предлагает еще высказаться. Наиболее интересные версии отмечаются проговариванием Педагогом этой фразы, тем самым показывая, что ее надо расширить, развить. Де факто – происходящее является мозговым штурмом на тему «что такое работа». Оптимально, если некоторые формулировки Педагог зафиксирует на школьной доске.
ЭТО ВАЖНО | Суть – чтобы эта дискуссия осмысленно и плодотворно продолжалась с участием максимума учеников. Дорабатывая ответы друг друга и дополняя чужие мысли, ученики развивают собственное мышление и повышают осознанность. Здесь главный инструмент Педагога – поощрение. Критика запрещена абсолютно. |
Возможные варианты ответов:
- работа это когда трудятся
- работа это ходят на работу
- получают зарплату
- что-то делают особое
- когда учатся
- когда моют посуду (прибираются)
- когда так делает папа (мама)
- когда за это платят
- когда надо что-то сделать важное
- когда мы вырастем…
/Пожалуйста, пришлите нам самые интересные ответы на адрес redactor@navigatum.ru/
Продолжительность данного мозгового штурма у ребят зависит от интенсивности их ответов: чем динамичнее сыплются ответы – тем короче сам штурм. В среднем не менее 5-ти, не более 12-ти минут.
Повторяйте предлагаемые ответы, интонационно выделяя сказанную учеником фразу. «Получают зарплату? Отлично! Ещё !…». Фиксируйте ключевые ответы, чтобы вернуться к ним далее.
Если предлагаемые ответы идут вяло или очень много повторов, то Педагог может предложить несколько косвенных вопросов:
- А ваши папа и мама работают[1]? (Да)
- Для чего они ходят на работу? Зачем люди вообще работают? (Получают зарплату)
- Что дает им работа?
Педагог останавливает мозговой штурм и фиксирует:
Итак, ребята, мы разобрались, что работа (или труд[2]), это когда что-то необходимо сделать, и за это как-то поощряют. Например, платят зарплату, дают деньги. Правильно?
… да… если нет – спросить, что не так? (потом еще раз зафиксировать, что работа – это выполнение конкретных задач, за которые ожидается какая-либо плата)
Часть 2. Чем труд отличается от работы (игра)
Все, кого мы увидели на картинке, заняты каким-то трудом.
(Интонационно выделяем словом «трудом»).
Педагог выборочно перечисляет, показывая на картинку:
— Ученый проводит исследования, как мы; агроном занят сбором урожая; токарь на заводе делает деталь. За свою работу они получат зарплату. Но вот, посмотрите, здесь трудится школьник – один делает уроки, другой корабль, девочка ухаживает за цветами. Они получат зарплату?
….
— Нет, конечно, они не получают зарплату! Но они же трудятся! Что же у нас получается?
Дается возможность высказаться детям, пауза 1-2 минуты, чтобы акцентировать на возникшем противоречии.
- — Получается, что все люди, изображенные на картинках – трудятся. Некоторые из них получают за свой труд заработную плату. Про такой труд говорят, что это — работа.
Педагог берет еще одну паузу, чтобы подчеркнуть сказанное. Слова «трудятся» и «работа» интонационно подчеркиваются.
Давайте с вами сыграем в небольшую игру: я буду описывать какую-то деятельность, а вы мне скажете, что это: труд или работа. Попробуем?
— …
— Я веду урок (это работа, за это я получаю зарплату)
— Я ухаживаю за цветами в классе (это труд, мне нравятся цветы)
— Я проверяю домашние задания у учеников по старше (это часть моей работы, то есть – работа)
— Я дома мою посуду (это мой домашний труд. Его никто не отменял, и еще никто не оплачивал)
— Я занимаюсь репетиторством, то есть даю частные уроки детям (это работа, мне за нее платят)
— Летом я копаюсь в саду с цветами (это труд)
— Я читаю книжку (если эта книга не по работе, то это не работа. Я вообще люблю читать – это называется увлечением. Или хобби).
— А теперь немножко про вас. Вы пришли в школу и сидите за уроками. Учитесь. Что это такое?
— … (поощрить тех, кто сказал «трудимся». У тех, кто сказал «работаем» спросить – и какую зарплату вам за это платят?)
— Правильно! Учеба в школе – это ваш почетный труд! Он такой же ценный и важный, как работа у взрослых, у ваших пап или мам!
— Поднимите руки те, кто помогает родителям по хозяйству, прибираться по дому, мыть посуду?
— А кто ухаживает за домашними животными или растениями?
— А кто помогает родителям или бабушке в саду? Убирать урожай?
— Молодцы! Все что вы делаете, это тоже ТРУД. И чем трудолюбиве человек — тем лучше ему жить.
Хороший проверочный и развивающий прием, когда Педагог после какого-либо ответа, спрашивает у ответившего: «А почему?» — чтобы получить осознанный ответ, а не попытку угадать.
Часть 3. Трудолюбие и его ценность.
Ребята, а сейчас скажите мне, почему говорят, что трудолюбивому человеку лучше живется, чем ленивому?
— …. (постараться собрать как можно больше ответов. Значимые – повторять интонационно. Поощрять. В идеальной беседе – вытянуть ребят на то, чтобы они сами сформулировали, что трудолюбие – это основа успеха в жизни)
— Давайте вместе подумаем, какой должен быть трудолюбивый человек? (…)
— А чем отличается трудолюбивый школьник от ленивого? (… примеры из жизни ребят. Чего не будет делать ленивый – и что будет делать трудолюбивый. Задача – вытянуть примеры для трудовой деятельности, которой могут заниматься дети: помогать родителям, упорно учиться, активно заниматься спортом и тд)
— Как вы думаете, что будет делать трудолюбивый человек, если нужно сделать что-то, что ему не нравится, то, что он не любит делать? (трудолюбивый человек умеет делать и неприятную ему работу)
Отлично, друзья! Молодцы! Вот у меня еще возник такой вопрос: как вы думаете, что означает следующая пословица: «Умение работать – дороже золота» (потому что золото можно и потерять, а у кого есть умение работать – тот всегда себе заработает).
Альтернативные или дополнительные поговорки на выбор Педагога:
«Под лежачий камень и вода не течет» (кто ленится делать, не достигнет результата, а трудолюбивый – получит сполна и даже больше, чем на что рассчитывал)
«Не сиди сложа руки, не будет и скуки» (трудолюбивому человеку никогда не станет скучно, ему всегда есть чем заняться и это занятие – будет ему по душе)
«Леность наводит бедность» — (можно всё знать, все уметь, но если не захочешь делать – то и не сделаешь, а значит обязательно станешь бедным, даже если и родился богатым)
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята. Я хочу сказать, что мы сегодня провели очень важное исследование. Мы разобрали такие серьезные понятия как труд и работа. Труд не отделим от нашей жизни и присутствует с самого рождения. Еще до школы вы уже трудились – помогали родителям, учились, ходили в спортивные секции или центры творчества и развития. Сейчас у вас начался очень интересный и значимый труд, который продлится 10 лет – ваша учеба в школе. Вы самые замечательные на свете дети и вы помогаете своим родителям, это тоже труд. Всю вашу жизнь трудолюбие будет помогать вам, будет настоящей опорой в трудную минуту и спасет от множества неприятностей.
— Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, кто хотел бы стать еще более трудолюбивым.
(пауза)
— Спасибо! (излучаем теплоту в глазах и искреннюю любовь к нашим детям!)
АФОРИЗМЫ В ТЕТРАДЬ:
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.
Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.
Гляди не на человека, а на его дела.
Птицу узнают в полёте, человека — в работе.
Не смотри на лицо, а смотри на дело.
Человека узнают не по речам, а по делам.
Воля и труд дивные всходы дают.
Труд человека кормит.
Зеркало человека — его труд.
Дело мастера боится.
Легче руками работать, чем головой.
Про домашнее задание
Формально это не является домашним заданием (тем более в I полугодии 1-го класса ДЗ не даются).
Ребята, для тех из вас, кто захотел стать еще более трудолюбивым, есть отличный помощник! Посмотрите, в ваших рабочих тетрадях есть чудесная табличка-календарик. Смотрите, здесь у нас: учеба, помощь родителям по уборке, мытью посуды, ухаживанию за растениями, домашними животными, походы в магазин, вынести мусор и другие виды деятельности. Каждое воскресенье ставьте одну галочку или просто закрашивайте квадратик всякий раз, напротив того, что вы делали на этой неделе. А для тех, кто сильно трудился, а в табличке такого труда нет – вот отдельное место, где вы сами можете нарисовать, что вы делали и отметить галочкой (закрасить квадратик).
Финальный вопрос
Ребята. В конце нашего урока, а точнее уникального лабораторного исследования, которое мы с вами сегодня успешно провели, я хочу задать традиционную загадку. Кто отгадает, тот получит от меня приз (Значок или наклейку «Лучший ученый в Лаборатории Профессий», которые прилагаются в конце методички), но при этом надо обязательно ответить и на вопрос «а почему»? (почему вы так считаете).
— Итак, кто ответит мне: «какое животное самое трудолюбивое?»
К данном уроку прилагается РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ, а также набор изображений (слайдов, мультфильмов) для Педагога. Узнать подробнее можно через сайт НАВИГАТУМ
[1] Для детских домов вопрос звучит как «Для чего люди ходят на работу?»
[2] Работа и труд – это разные понятия. Но подразумевается, что одно из этих 2-х слов назвали ребята, и сейчас мы выясняли, что же это такое. Оптимально, конечно, если изначально речь идет про «работу».