Навигатум: Формула Ума (ответы на вопросы журналиста)

ИЗ ДНЕВНИКОВ

Отвечал на вопросы журналиста, но что-то в статью не попало, так что решил оставить это здесь. Речь идет про развивающий проект «НАВИГАТУМ: ФОРМУЛА УМА».


Елена, здравствуйте!

Спасибо за Ваш ответ, очень приятно, что наш проект показался Вам интересным.

Отвечу на Ваши вопросы:

  • Бесплатный ли (социальный) наш проект?
  • Какая предполагается схема распространения?
  • Есть ли у нас педагоги, методисты и т.п. (грубо говоря, есть ли научная значимость или это продукт любительский)?
  • Педагогические находки, методология, лайфхаки.

Чтобы полноценно ответить на Ваши вопросы,  расскажу о нас, кто мы, чем занимаемся, откуда пришли. Это даст требуемые ответы. Извините за «многобукв».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В 2001-2008 годах наша команда занималась созданием телевизионного контента и состояла из режиссеров, операторов и отдела продаж. Мы создавали телепрограммы и реализовывали их на региональном ТВ.

В 2008 году среди многих других появилась идея создания коротких образовательных мультфильмов в формате «ПОЧЕМУЧКА», где за 2-3 минутки рассказывается про какой-то интересный (для ребенка и для родителя – то есть для телезрителей) факт. И планировался обычный телевизионный проект.

В 2008-2009 мы сделали несколько пилотных серий. Я, в качестве продюсера проекта, занимался мониторингом рынка, изучал опыт зарубежных и отечественных телепрограмм образовательного формата и обратил внимание на один факт: когда на детей «вываливают» кучу занимательных фактов, они их запоминают, но не связывают эти факты вместе. Например, они легко запоминают какие цвета у радуги и объяснение, почему небо голубое. Но им не хватает понимания, что это одно и тоже явление, только показанное с разных сторон. Они не связывают эти события в одно. Казалось, что чем больше готовых фактов получают дети, тем меньше они размышляют. Перестают мыслить.

Мне захотелось избежать этой ошибки в нашем телепроекте и я решил связаться с профессионалам другого рынка – педагогического. И это решение очень сильно изменило мою жизнь, а потом и всей нашей командыsmiley

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМЕНЯЛ ВСЁ

В интернете я нашел, что есть такой неординарный, талантливый специалист по детскому мышлению  — Александр Михайлович Лобок. В своё время Лобок организовал знаменитую «школу вероятностного образования». Я отправил ему и еще нескольким известным российским педагогам письмо, что наша кинокомпания ищет консультанта на образовательную телепрограмму и обрисовал проблему. Откликнулся только он.

Александр Лобок ворвался в нашу жизнь стремительнее персонажей Булгакова. Он выхватил меня, оператора и мы пошли прямо в школу, где нам дали возможность работы с детьми 1-2-х классов. Мы показывали свои пилоты и несколько чужих. И отчетливо осознали, что пичканье детей занимательными фактами – формирует у ребенка мозаичную систему восприятия мира и атрофирует навыки мышления. Такие мультфильмы вредны для детского развития, они вовсе не «развивающие», как написано у них в заголовке.

И тогда появилась амбициозная цель – создать по-настоящему развивающие мультфильмы, которые бы формировали целостное, системное мышление, учили думать и задумываться.

Это была длинная работа, полная правок, переделок и экспериментальной работы с детьми. Мы показывали наши пилотные мультфильмы, спрашивали детей, что они поняли. Спрашивали то, что они знали до мультфильма, что они узнали после просмотра, как бы они рассказали это своим друзьям и так далее.

Работа с детьми увлекла меня настолько, что я отказался от всех других телевизионных проектов, вернулся из Москвы в Екатеринбург (где в это время находился А.Лобок) и больше года работал с детьми и над созданием новых серий.

НЕПРОСТЫЕ ОТКРЫТИЯ

За это время я обнаружил много «страшных» вещей. Меня познакомили с мальчиком 10 лет, которому ставили диагноз от гениальности до дебильности… Он удерживал в своей голове безумное количество фактов, знал по памяти, сколько квадратных метров льда на планете, сколько молекул в капле воды, сколько тех или иных видов животных и т.д. Но он совершенно не  умел мыслить. Простейшее умозаключение (из серии «Когда идет дождь – дорога мокрая. Сейчас идёт дождь. Значит — …») – для него было мучением и практически нерешаемой задачей. Но при этом он мог рассказать про число капель дождя и интересный факт о том, что когда мы стоим на месте, мы мокнем меньше, чем когда бежим. На вопрос «почему так» – он не мог ответить. Очень тяжело было общаться с его мамой…

Изучая тему, мы написали прекрасную статью о «мозаичном» сознании у детей, нафаршированных различными фактами, но потерявшими способность к мышлению. По сути, в этой статье мы критиковали все существующие «развивающие» мультфильмы, включая свой собственный.

Чтобы создать такую образовательную телепрограмму, которая учила бы детей мыслить, а не пичкала бы их фактами, нам пришлось начать всё заново. Мы выкинули в корзину все сделанные мультфильмы. За год наш проект ушел в жуткие убытки и инвестор был крайне недоволен. Лобок, я и наш оператор каждый день пропадали в школах, работая с детьми, которых нам очень не хватало. Это были чисто научные изыскания, попытки найти нужную методику, правильный формат.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ДЕТЯХ

Всякий раз нужны были новые дети, которые были еще не знакомы с результатами нашей работы. Эксперимент ставился очень простой. Если дети смогут одно новое явление объяснить фактами о другом (о котором они уже знают из мультика), значит мы добиваемся формирования связанного (целостного) мышления. Вторая задача ставилась более амбициозная: разбудить в детях любопытство, чтобы они постоянно стремились задавать новые вопросы. Если наш мультфильм (отвечающий на 1 вопрос) порождал у детей новых 3-4 вопроса – тогда мы считали, что своей цели достигаем.

За эти годы работы у нас скопился громадный объём материалов. Это были и методические приемы, как именно работать с первоклашками (мы также тестировали сложные мультфильмы и на 4-6 классах, там потребовался другой подход к ученикам), и понимания по визуальным решениям. Мы нашли закономерности, при которых при прочих равных условиях дети усваивают материал во много раз быстрее, чем обычно.

ВИКИПЕДИЯ VS РАН (РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК)

Еще мы столкнулись в проблемой недостоверности данных. Во всем интернете, в том числе и википедии. Был у нас такой мультфильм «Как совы видят в полной темноте?». Тогда (2010-й год) в википедии было написано, что сова может видеть при свете зажжённой спичке за десяток километров. И эта информация была продублирована почти на всех сайтах, где упоминались совы, как любопытный факт. Благодаря А.Лобку мы наладили сотрудничество с Российской Академией Наук. Они давали нам контакты специалистов в нужной нам области, а те, в свою очередь, проверяли или опровергали тот или иной факт из каждого мультфильма. С этой совой мы намучались, потому что начали общаться сразу с двумя самыми крупными орнитологами в России – а у каждого было только его «правильное» мнение. Кстати, в итоге оказалось, что совы вообще «видят ушами», а не глазами – о чем мы и сделали мультфильм.

Черновые версии некоторых мультфильмов есть здесь: http://www.youtube.com/FormulaUma

РАЗОЧАРОВАНИЕ В РАЗВИВАЮЩИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ

Итогом этой увлекательной работы стал следующий вывод:

Совершенно неважно, какой у вас мультфильм. Важно – какой педагог будет работать с этим мультфильмом. Талантливый – может «на пальцах» интересно рассказать и объяснить любую самую сложную вещь.

А бездарному, незаинтересованному педагогу никакой мультфильм не поможет.

Ну и детей нельзя дистанционно, по телевизору, учить по мультфильмам. Образовательных вещей им хватает в школе, а дома они предпочтут смотреть что-нибудь развлекательное. Дисней или смешариков. Но точно не обучающие мультфильмы.

Как телевизионному продюсеру мне сложно было принять тот факт, что фактически мой продукт не нужен для ТВ. А для ТВ нужен был простой, рейтинговый продукт.

Создавать популярные развлекательные мультфильмы, которые в клиповой манере будут выдавать «горячие» факты, скопированные из «занимательной энциклопедии» уже не хотелось даже за большие деньги. (Кстати, потом на «Карусели» появились такие клиповые мультфильмы).

А что делать с тем продуктом, что получился у нас, который был нужен только педагогам и при наличии сценария занятий – мы в тот момент не знали. Проект был закрыт, а инвесторы списали убытки.

ПАРАМУЛЬТ – ФЛАГМАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

В 2011-м году с кинокомпанией «Парамульт» мы начали создавать мультфильмы о профессиях и труде и применили накопленные методики работы с мультфильмами. Так получился наш сериал «Калейдоскоп Профессий», который опирается на сценарий занятия,  а  мультфильм является только его частью.

«Калейдоскоп Профессий» стал востребованным продуктом для педагогов многих школ, среди наших клиентов школы и на Рублевке, и из далеких сел и глубин по всей РФ. Сценарии занятий разрабатывались одновременно и профориентологами, и педагогами, и школьными психологами. В наш отдел разработок приходит постоянная обратная связь и мы вносим тут же улучшения. То есть получается вечно живой улучшающийся продукт.

Мы также с самого начала привлекаем педагогов к работе над созданием мультфильмов, начиная со сценария. Потом мы создаем сначала черно-белую раскадровку с актерским озвучанием (аниматик) и тестируем его. И только затем, уже собрав все правки и критику, создаем готовый мультфильм. Хотя чаще бывает, что и его правим и дорабатываем.

Например, аниматик мультфильма «Профессия ПРОГРАММИСТ» уже переделывали 5 раз по результатам опросов и обратной связи от педагогов и представителей профессий. Точно также переделывается и сценарий занятия (методичка) по мультфильму.

Эта схема обратной связи позволяет добиваться нужной точности в мультфильмах и в сценариях занятий. Мы рассылаем ссылки экспертам, получаем от них оперативную обратную связь.

НАВИГАТУМ: ФОРМУЛА УМА

Проект «НАВИГАТУМ: ФОРМУЛА УМА» — опирается на производственную базу кинокомпании «Парамульт» и тот опыт интерактивного взаимодействия с большим количеством экспертов и педагогов, которые дают обратную связь по мере создания самого продукта.

Например, откликнулись создатели проекта Анатолия Гина «Образование для новой эры». Ждем от их специалистов критику пилотной серии и подозреваем, что благодаря им правок будет очень много, но и качество резко поднимется. UPDATE:  критику получили, очень круто и полезно.wink

ЧТО ЖЕ МЫ СОЗДАЕМ

Мультсериал
В целом мультсериал опирается на стандартную школьную программу 1-3 классов «окружающего мира» (хотя и выходит за ее пределы), но главное в сериале другие темы:

  • обучению процессу мышления (учим думать, выводить умозаключения, силлогизмы);
  • креативность (незашоренность, раскрепощенность мышления);
  • развитие эмоционального интеллекта (учимся понимать свои и чужие эмоции и управлять им);
  • говорим об этике (как нормах морали). Всё это в связке с другими темами. Например, «этическая» тема – сострадание. Сострадание и эмпатия (понимание чужих эмоций) – близкие понятия, но не одно и то же. Об этом у нас есть отдельный мультфильм.
  • о здоровом образе жизни. Задача: мотивация к нему и конкретный лайфхак по ЗОЖ для младшеклассников.
  • И др. темы.

Сценарии занятий по мультсериалу

Показать и посмотреть на мультфильм – это очень мало. Его необходимо обсудить. Когда обсуждаются действия и слова героев (а не свои собственные поступки и мысли), то ученики более раскрываются, перестают прятаться за собственными психологическими барьерами, происходит более глубокое вовлечение.

Игра

Что может быть интереснее игры? Это еще один способ разобраться в какой-либо теме и сформировать по ней практические навыки. Игра – это квинтэссенция, в которой заключен и сценарий занятия и сам мультсериал. Другими словами – игра – это форма (упаковка) для сценария занятия, основанного на мультсериале.


Распространение и стоимость

По стоимости у нас есть твердое решение – образовательные продукты должны быть бесплатными и высококачественными. Пока живут остальные проекты «Навигатум», то «Формулу УМА» мы сможем создавать и выпускать.

По распространению — мы особо этим вопросом не задумывались, потому что сейчас сосредоточены на этапе создания. Возможно, в процессе работы над созданием (а значит и над опросами родителей и педагогов, тестированием продукта) появится аудитория, заинтересованная в продукте. Сделаем страничку для регистрации предварительных заказов, а по мере готовности будем отправлять ссылки на мультфильм, ссылки на методичку (сценарии занятий) и на игровую программу.

Надеюсь я сумел ответить на Ваши вопросыsmiley

Еще раз извините за такой объем текста.

С уважением,

Антон Смирнов

2015, летом:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

arrow