Обсуждение черновой версии мультфильма и урока «Профессия Педагог»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ УРОК ПО ПРОФЕССИИ «ПЕДАГОГ»

Преамбула

Из всех мультфильмов, создаваемых в рамках сериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий»,  ни один не вызывал такого бурного обсуждения и противоречивых дискуссий, как серия «Педагог».        

Эта профессия объединяет настолько разных, настолько непохожих людей, что и не может быть одинаковых мнений – и одинаковых представлений – о профессии «Педагог».

Но каким-то образом нам придется решать эту задачу, ведь необходимо дать правильное понимание и представления школьникам и об этой профессии. И это понимание должно быть ясным, не замутненным и не искаженным. Неидеализированным, но и не приниженным.

Давайте вместе попытаемся решить эту задачу?

ОПИСАНИЕ УРОКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Пожалуй, первый вопрос – для какой аудитории предназначается урок? – уже собирает размытые формулировки в ответах. С одной стороны, этот урок для младших, а возможно и средних классов. С другой – есть еще много школ, где и в 9-11 классах ученики не имеют осознанного представления о профессии «Педагог», но при этом всерьез рассматривают её в качестве своей будущей профессии (*здесь и далее мы опираемся на онлайн-опросы, проводимые «Навигатум» в различных городах РФ в 2014-2015 г.г.).

Таким образом, в каждой школе этот вопрос будет решаться по-разному, но урок должен быть понятным и в младшей школе, и для старшеклассников.

            Цели и задачи. Начнем с задач:

  • Дать четкое представление о функционале и отличительных особенностях профессии Педагог.
  • Обсудить необходимые профессионально важные качества профессии (ПВК) и те личные качества, их которых эти ПВК формируются.                    

            Что касается целей:

  1. Поднять престиж профессии.
  2. Избежать притока случайных людей в профессию. (Помните про «двойной негативный отбор», о котором говори Ефим Рачевский, про то, как в «педы» идут далеко не самые успешные выпускники школ, и это подтверждает статистика среднего балла ЕГЭ. А потом в школу приходят далеко не лучшие выпускники педвузов, потому что не смогли найти другой работы).

ОПИСАНИЕ УРОКА (по методике занятий «Навигатум»).

ЭТАП ПЕРВЫЙ (НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПРОЧЕСТЬ)

Любой класс состоит из ребят с самыми различными целями и задачами, интересами, представлениями. Далеко не всех интересует профессия педагога и, соответственно, нет никакого интереса к теме урока. Как его можно вызывать?

Есть следующие предложения (* мы приглашаем в комментариях предложить другие решения и дополнить/скорректировать имеющиеся):

  1. Сформулировать ряд вопросов, на которые ученик не сможет дать прямой ответ. Такие вопросы могут вызвать искренний интерес к теме, хотя бы на уровне  — узнать «правильный» ответ. В качестве примера таких вопросов:
    1. Чем отличается педагог от учителя?
    2. У учителей есть множество специальностей (учитель математики, учитель литературы, учитель физкультуры и так далее). А какие есть специальности у Педагога и сколько их?
    3. Есть ли у педагога карьерная лестница? (На ответы «Директор школы» — является ли директор — вершиной карьеры педагога?)
    4. Нужен ли Педагог взрослым? (предложить порассуждать на эту тему) вычеркнуто по просьба анонимного комементатора в почте
    5. Легкая ли работа у Педагога? Ведь педагог из года в год занимается одним и тем же, а значит ему относительно легко и просто, в отличии, скажем, от бизнесмена или полицейского.
    6. В мире будущего, в котором робототехника и нейронные сети (нейронет) завоевывают всё больше место, как изменится работа Педагога? Заменят ли его роботы? Дистанционное образование и виртуальная реальность уничтожат школы? Поменяется суть профессии и ее функционал? Если да, то как?
  2. Предложить ученикам выступить в качестве «экспертов», которым покажут 6-ти минутный мультфильм о профессии «Педагог», после чего эксперты обсудят и оценят:
  3. Правильно ли, на их взгляд, показана профессия Педагог. Действительно ли Педагог такой, какой он отображен в мультфильме? Если нет, то что упущено, а что лишнее?
  4. Что еще делает (или должен делать) Педагог, о чем не сказано в мультфильме?
  5. Хорошие ли вопросы (по-мнению экспертов) задали герои мультфильма – братья Дотошкины?
  6. В мультфильме говорится о качествах, которыми должен обладать педагог. Все ли качества упомянуты?
  7. Что больше всего запомнилось в мультфильме? Что понравилось?

ЭТАП ВТОРОЙ

            Просмотр мультфильма. Мультфильм длится 6,5 минуты.

ЭТАП ТРЕТИЙ (нажмите, чтобы прочесть)

Самый главный. Обсуждение мультфильма, через которое и появляется осознанное понимание профессии. В данном случае, мультфильм – это всего лишь хороший повод для разговора.

Разговор не должен быть «гладким». Должна развернуться дискуссия, в которой обсуждаются и поощряются противоречивые мнения. Необходимость привести доводы в пользу или в опровержение этих мнений, могут помочь формированию осознанности.

Вот темы, которые могут стать «яблоками раздора» (после обсуждения вопросов или задач, перечисленных выше на первом этапе):

  • Есть известная фраза американского педагога Лоуренса Питера, которая гласит: «Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит других. А кто не умеет и этого, учит учителей». Как вы думаете, применимо ли это правило к Педагогам (и почему?).
  • Технологический прогресс, интернет, роботизация, виртуальная реальность – всё это начинает серьезным образом менять технологии производства и множество профессий. Появляются новые профессии, умирают старые. Давайте представим, что и через 10 лет профессия педагог совсем не изменилась, в то время как весь остальной мир поменялся. Что произойдет? Умрет ли профессия? Если да, то как именно она должна измениться?
  • В мультфильме сказано, что педагог должен говорить на одном языке с каждым учеником, иметь страницу в социальных сетях, читать и знать те же книги, фильмы, тренды, что и ученик. Верно ли это? (Если нет, то как найти общий язык, а если да, то учеников очень много и интересы у всех разные. Как может педагог быть «в курсе всего», это м.б. невозможно, да и должно быть у педагога время и силы и на свои интересы? Как решить это противоречие?)
    • Должен ли педагог быть в тех же группах (в социальных сетях), что и его ученики? Общаться с ними и видеть их ответы (за рамками школы)? Нравится ли вам это (что учитель по-сути оказывается в вашем личном пространстве и за пределами школы) или нет? Может стоить запретить педагогам принимать участие в тех же группах?
  • Мы узнали разницу между педагогом и учителем (попросить класс дать определение этой разницы). Может стоит отказаться от одних из них? Всех учителей превратить в педагогов? Всех педагогов переделать в учителей? Какие будут последствия каждого шага? В чем преимущества? В чем недостатки?
  • В каждой профессии есть так называемые проф.стандарты. Это то, что на чемпионатах WorldSkills называют компетенциями. Например, есть «компетенция газосварщика» по сварке деталей из различных сталей. Он должен сделать шов размерами не более 2 миллиметров в ширину длиной 10 сантиметров за 4 секунды (*цифры условные, как пример). Вопрос: можно ли разработать такие же четкие, конкретные профстандарты (компетенции) для педагога? И если да, то какие именно? Что должны педагоги делать идеально одинаково, чтобы это можно было легко измерить? И если нет, то как тогда оценивать и измерять работу педагога? Как достоверно, а не «на глаз» определить работу хорошего педагога от посредственного?


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ (нажмите, чтобы прочесть)

Профориентационный блок. Мы напоминаем школьникам, что формула правильного выбора профессии, это сравнение всех профессионально важных качеств (ПВК) выбранной профессии со своими личными качествами (ЛК) и психологическими особенностями (П/О). Если ПВК и ЛК совпадают, то это идеальный вариант. Если ЛК или  П/О не совпадают с ПВК, например, вы твердый интроверт, а ПВК требуют от вас постоянной высококачественной коммуникации, то скорее всего, вас будет ждать ежедневный стресс от работы. Конечно, если вы вдруг чудесным образом не превратитесь из интроверта в экстраверта ради любимой работы (это возможно? – тема для обсуждения с учениками). Если же у вас есть какие-то сильные ЛК, которые не востребованы этой профессией, то вас ждет неудовлетворенность от работы, чувство нереализованности. Именно поэтому важно хорошо знать самого себя (свои ЛК и П/О) и ПВК выбираемой профессии. (*Подробно о формуле выбора профессии с примерами и методикой – смотрите видеофильм для старшеклассников «Навигатум. Как и какую профессию выбрать?»).

Чтобы разобраться с профессией «Педагог», надо понять ее профессионально важные качества. Класс предлагает варианты, а один из учеников записывает их на доске. Может получиться что-то типа такого списка: «внимательность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, …».

Целесообразно задать вопрос с подвохом. Что все эти качества одинаково важны для любой другой профессии. Возьмем к примеру врача или менеджера. Ему также важные все эти качества!  Что же отличает педагога от других профессий?

Предложить классу проранжировать каждое качество от 1-го до 10-ти.

Предложить ученикам составить список качеств, которые совсем не важны, ну или не так важны (на двойку или тройку по 10-ти бальной системе для педагога). Эти качества также записываются рядом. (Примеры качеств, которые могут быть ненужными педагогу: умение выполнять тяжелую физическую работу; умение изо дня в день выполнять монотонную работу; умение долгое время выполнять работу в полном одиночестве и др.).

Для старшеклассников можно усложнить задачу, предложив вместе заполнить таблицу:

ЗнанияНавыкиКомпетенции (как softskills)Личные качества

Хочу подчеркнуть мысль, что, на мой взгляд, не так важно, чтобы эта таблица была полностью завершена, включала в себя все мыслимые и немыслимые данные, неповторяющиеся и исчерпывающие. Вовсе нет, школьники же не составители профстандартов. Но такая таблица еще сильнее работает на повышение уровня осознанности, осмысленного отношения в выбору (любой) профессии. Те, кто задумывался о профессии педагог – возможно решат отказаться (или укрепятся в своем решении), а у тех, кто и не рассматривал себя в качестве педагога, возможно, повысится понимание важности, значимости и сложности этой профессии.

«Как-то мне пришлось провести такое занятие с 3-м курсом педагогического колледжа в одном из областных городов. Мы подробно обсуждали все ПВК, затронули тему типологии учителей (учитель-энтузиаст; эрудит; методист; мастер; спутник) с подробным обсуждением, как меняются ПВК на разных этапах. Итогом занятия стало то, что около 10-ти студентов отказались от дальнейшей учебы на педагога».

Иногда, при обсуждении личных качеств наступает некоторый ступор. Чтобы растормошить аудиторию и дать возможность по новому посмотреть на требуемые компетенции, можно использовать какую-нибудь притчу (она идет 1-2 минуты). Например, притча «О 5-ти копеечном работнике»).

После просмотра обсуждается, как эта притча применима к профессии Педагог? Какого Педагога можно назвать Иваном, а какого – безымянным персонажем? Какие качества нужны педагогу-Ивану? И т.д.

ЭТАП ПЯТЫЙ (нажмите, чтобы прочесть)

Рефлексия.

Можно предложить ученикам высказаться, что они узнали нового, что им понравилось в обсуждении, что нет. Произошло ли что-то, что изменило их понимание, восприятие.

Во многих школах уже устоялись свои ритуалы рефлексирования (анкеты, цветовые маркеры, облака тегов и т.п.), можно использовать привычный прием рефлексирования для данного класса.


КРАТКАЯ СПРАВКА О ПРОЕКТЕ НАВИГАТУМ:

            Образовательный проект «НАВИГАТУМ» (www.navigatum.ru) известен как разработчик образовательных и профориентационных инструментов. Наиболее известные из них – мультсериал «Калейдоскоп Профессий», развивающая среда «Навигатум», притчи «Псифора», настольная профориентационная игра для школ «ПРОФИ ПЛЮС» и другие.

            При создании мультфильма и урока мы опрашиваем экспертное сообщество и вносим правки до тех пор, пока не добьемся результата. Результат измеряется эффективностью занятий, то есть конечным итогом работы с материалом со школьниками. По прошествии времени мы продолжаем модернизировать продукты, учитывая постоянные перемены в нашем мире. Присоединяйтесь и участвуйте в тестировании материалов, разработке и использовании.


Уважаемые коллеги! Пожалуйста, напишите в комментариях, что на Ваш взгляд, требуется изменить в мультфильме и в самом уроке. Ваш комментарий появится после проверки модератором, а конкретные замечания будут внесены в текст описания урока.

Голосование (закрыто)

Результаты голосования
Понравился и аниматик, и план урока. Жду готовый мультфильм и сценарий занятия
86% (176 голосов)
План урока понравился, мультфильм нет (напишу в комментариях, что исправить)
6% (12 голосов)
Мультфильм понравился, план урока нет (напишу в комментариях, что исправить)
7% (14 голосов)
Всё туфта (напишу в комментариях)
0% (1 голос)
Эээээ….
1% (2 голоса)
Всего голосов: 205
Архив комментариев

Уважаемые коллеги!
Мы получили много разных комментариев, но пока не публикуем их в открытом доступе, чтобы они не влияли на новые комментарии. Но мы их обязательно все выложим, спасибо Вам за участие в проекте и обсуждении.

С уважением,
Сергей
Редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

arrow