Антон Смирнов, Ольга Чикина
Март, 2017
Профориентация – это не про выбор профессии,
а про выбор жизненных ценностей
(текст выступления на конференции)
Большинство родителей уверены, что профориентация – это про выбор института. На самом деле, профориентация – это про борьбу за души и идеологию. Не так важно, куда и «на кого» пойдет учиться ваш ребенок, важно то, какую систему ценностей он выберет.
В современном мире предлагаются (а порой просто навязываются) две основные идеологии, две системы ценностей. По сути, они определяют, ЧТО считается успехом.
- В одной нам расскажут про конкуренцию ради выживания; про то, что мера вашего успеха определяется социальным статусом, размером заработной платы или цифрами счета в банке, а также количеством подписчиков в социальных сетях. В этой системе ценностей необходимо забираться на головы других, чтобы пробиться наверх. Деньги, власть, слава – вот эта знаменитая триада «этих» ценностей.
- Другая система на фоне первой кажется трогательно наивной. Она про то, что важно самореализоваться, направив свои усилия на улучшение жизни всего общества в целом. На то, что называется служением людям. В эту систему ценностей входит и творческое самовыражение, и вообще все, что измеряется не количеством заработанных денег, обретенных связей, степенью удовлетворенности тщеславия.
Еще встречается несколько других явлений, которые тоже относят к вопросу ценностей. Например, религиозные ценности. Или – латентные ценности, не проявленные из-за стремления к удовлетворению текущих потребностей малой ценой, из-за отсутствия здоровых или нездоровых амбиций, из-за нежелания заниматься трудом любого вида.
Все эти идеологии можно поделить на две части по следующему признаку:
- Твой успех зависит от неуспеха (или сравнительно меньшего успеха) других людей. Тут работает пирамидальная модель, когда на верхушке – избранные. Все люди технически не могут быть самыми богатыми, самыми властными или самыми знаменитыми. Приходится конкурировать с ними за доступ к ресурсам.
- Успех других делает успешнее и тебя. И наоборот. Когда твои действия направлены на совершенствование и улучшение этого мира, служению ему, – «продвижение» всего общества (и человечества в целом) делает успешнее тебя.
По этому признаку можно определиться с теми группами, которые не разделяют прямо ценности «деньги-власть-слава»:
- религиозные фанатики, которые хотят искоренить неверных, и верующие, которые помогают другим;
- ученые, которые нацелены на получение монополии для прибыли и влияния, и ученые, которые работают на решение проблем общества.
- Профессионалы, получающие радость в своей профессиональной самореализации, но деструктивные при этом (например, киллеры или профессиональные мошенники), и профессионалы, занимающиеся созидательной деятельностью.
А сейчас давайте посмотрим, – что вокруг нас?
В большинстве предприятий, корпораций, российских и зарубежных, малых и больших, есть система оплаты труда. Система оплаты труда – это система управления мотивацией сотрудников. Что нам предлагают в качестве мотивации? Нам предлагают развивать свои компетенции, стать лучше других, чтобы получить: большую заработную плату, более высокий социальный статус (это может быть постоянное место на парковке, личный кабинет и личный секретарь, доступ в закрытые от масс клубы). Это есть прямая апелляция к триаде ценностей деньги – власть – слава.
Даже если на сайте предприятия написано, что его миссия – это благоденствие клиентов и сотрудников, то в ки-пи-ай (показатели достижения успеха в работе) будут привязаны к количеству продаж, или объему выпущенной продукции, или снижению издержек. Эти показатели будут про деньги.
Почему так происходит? Предприятия вынуждены конкурировать друг с другом, от них требуется прибыль. Если прибыль падает, топ-менеджмент могут сменить. Или фирма может проиграть торговую войну с конкурентом, и тогда она сменит собственника или вообще перестанет существовать. Сама рыночная система заставляет предприятия конкурировать, а в предприятия в свою очередь создают конкурентную среду среди своих сотрудников. Пусть выживет сильнейший – и разделит то, что получает в конкурентной гонке само предприятие: большие финансовые возможности, влияние и известность.
Того же самого (а именно – конкурентоспособности) от своих граждан хочет государство. Государство конкурирует с другими государствами за ресурсы, за влияние, за оборонный бюджет, необходимы, чтобы защищать свои ресурсы. Для этого ему нужны сильные предприятия-налогоплательщики.
Конкуренция людей, построенная на стремлении к достижению триады «деньги-власть-слава» – это принятая доминирующая система ценностей.
Эту систему ценностей пропагандирует – вольно или невольно – само общество, средства массовой информации. Из сериалов и новостей мы считываем закладываемый пиетет перед людьми с более дорогими машинами, часами и костюмами, а еще больший – перед имеющими личные яхты и самолеты. Обратите внимание, что мы оцениваем этих людей не за их душевные качества, не за их достижения перед обществом, а за элементы демонстрации успехов по денежной шкале ценностей.
Конечно, есть и источники альтернативной картины мира – с позитивными ценностями. Но пока их ужасающе мало.
В каком возрасте закладываются ценности или происходит выбор?
На этот вопрос нет точного ответа, – под влиянием среды люди меняются. Если подросток, воспитанный на созидательных ценностях, с детства любящий труд, творчество, готовый к идеалам служения обществу, попадает в ситуацию, когда возникают ограничения его потребностей (например, семья не может обеспечить его теми гаджетами, трендовыми вещами, поездками, которые приняты в его классе); если в самом классе среди подростков обсуждаются ценности материальные (например, у кого из родителей какая машина, дом и летний отдых), а понятия престижа связаны с количеством подписчиков и «френдов», то заложенные ценности вступают в противоречие с реальным миром – и часто эта схватка заканчивается низложением «общественных» ценностей. Мало того, к ним, свергнутым, может возникнуть неприязнь, сформироваться воинствующее отрицание.
Но случаются и обратные процессы: очень много взрослых людей приходят к дауншифтингу – отказу от чужих целей и переосмыслению своей жизни. Люди бросают карьеру, порой весьма успешную, начинают заниматься собственной жизнью, отношениями, здоровьем, семьей, любимым делом. Они учатся получать удовольствие не от зарабатывания денег, а от самореализации в том, что по-настоящему нравится. Расцветает самозанятость: бухгалтеры становятся дизайнерами, вчерашние топ-менеджеры пекут торты, делают одежду или игрушки, – занимаются делами, которые не приведут их на вершины богатства, но явно сделают счастливыми «здесь и сейчас».
Можно ждать, что в свои 30, 40 или даже 50 лет человек «созреет», поменяет ценности и свою жизнь. Или мы можем с самой школьной скамьи делать акцент, что радость от самого труда чаще приятнее, чем иной результат. Что «заработать больше всех денег» – глупая цель, что технически невозможно заработать все деньги. Что мир, в котором ради собственного успеха требуется «встать на голову» другим людям, по определению не может быть хорошим. Что заниматься развитием личных навыков и компетенций можно не ради дальнейшей конкурентной гонки, а ради самореализации.
Сейчас в школах взят курс на предпрофильное и профильное образование. Но нужно чётко понимать, что эта тема лежит в плоскости поисков смысла как перед школой, так и перед каждым учителем и его учеником. Виктор Франкл писал о том, что «поиск смысла жизни – это основная мотивация человеческой жизни» (Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва. Прогресс – 1990). Поиск порождает напряжённость внутреннюю, которая является основой душевного здоровья. Следовательно, вектор школьного образования должен быть направлен на создание ситуаций, которые стимулируют эту внутреннюю напряжённость для всех участников образовательного процесса. Требования времени сегодняшнего всё выше – человек приходит к необходимости получения нескольких образований. Ранняя профориентация школьников предполагает более углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, тем самым лишая возможности получения качественного базового образования – это лишает возможности перепрофилироваться в будущем, а также не оставляет времени, а, главное, «оставляет за бортом» процесс воспитания, который был такой необходимой и важной составляющей частью школы. Освоение компетенций – вероятно, ответ на вопрос «Кто я?», но это не даёт ответа на вопрос «Какой я?».
Необходима система психологического сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса — это очевидно. С учётом всех ныне существующих проблем и противоречий обязательна работа по формированию готовности детей к социальному и культурному самоопределению. А вот ценности какой системы необходимо закладывать – это главный вопрос.