В теории идеальной «системной профориентации» для диагностики нет особого места – ее упоминание встречается на последних страницах.
Основной задачей «идеальной профориентации» является контролируемый психологом-профконсультантом процесс познания мира и самого себя. Этот процесс может начинаться с изучения отраслей и профессий и идти к изучению важных профессиональных и личных качеств, а кульминацией становится осознание ценностей и смыслов. Диагностика сама по себе для этого не требуется.
В идеальной профориентации профконсультант подталкивает своего клиента в его расширяющемся опыте изучения самого себя и мира вокруг, помогает в движении к большей самостоятельности в саморефлексии с максимальной честностью и строгостью к себе, мотивирует и укрепляет стремление своего клиента идти вперед в своём саморазвитии.
Где же тут диагностика? Иногда её используют в качестве «инициирующего» формата в виде ни к чему не обязывающих «позитивных тестов», которые помогают взглянуть на себя с новой стороны. Иногда она становится инструментом самодиагностики. Но никогда не бывает инструментом для решающего выбора профессии здесь и сейчас.
Но всё не так у реально практикующего профконсультанта.
В практической деятельности профконсультанта диагностика является и первым инструментом, и самым главным. У реального профконсультанта нет тех совместных лет контролируемого процесса продвижения клиента по карте мира профессий и мира собственной личности.
Чтобы ответить на вопрос клиента «какую профессию мне выбрать» профконсультанту необходимо получить много подробных данных о своем клиенте. И диагностический «срез» воспринимается естественным выбором.
Что в первую очередь диагностируют?
- Интересы и склонности — то есть нахождение видов деятельности, интересующих клиента хотя бы потенциально. Помогает перечень посещаемых кружков, список хобби или даже результаты учебной деятельности («подростку интересна география и он получает по ней пятерки? — о, наверное, это результат схождения интересов и склонностей»).
- Личные и профессиональные качества. Какие качества клиента можно отнести к наиболее развитым и «сильным»? В каких профессиях эти качества сделают его успешным?
- Ценности и мотивы. Иногда профконсультант определяет (пытается насколько это возможно) ценностно-смысловые установки и мотивы. Порой, последние часто путают с потребностями, которые тоже выясняют (как правило, «текущие» или «общезагребующие») — хотя и их определяют весьма поверхностно.
Далее профконсультант начинает искать среди этих трех кругов пересечения в виде конкретных профессий, а затем «подводить» клиента к самостоятельному выбору какой-либо из них.
Давайте посмотрим еще раз на эти диагностики:
Интересы и склонности
Как правило, именно через призму результатов этой диагностики будет осуществляться дальнейший подбор профессий с учетом других диагностик. Но что не так?
- Интересы и склонности, даже если их правильно определить, вовсе не олицетворяют наиболее подходящий для клиента вид деятельности: клиент может успешно реализоваться в других направлениях, а интересы останутся на уровне любимого хобби. Или просто интересов.
- Кроме того, склонности, то есть потенциальные навыки и качества, лучше всего выявлять и оценивать не с интересами, а наравне со всеми ПВК каждой группы. И уже на основании комплексной оценки выделять среди них зону задатков, склонностей и способностей. Важно получить целостную оценку качеств, а не периферийно выхваченную.
- Наконец, главное. Более важно выявить не интересы, а карту проверенных клиентом интересов. Насколько она была широка изначально? Если весь выбор сводился к нескольким десяткам, из которых выделился один интерес — это говорит лишь о малом социальном и знаниевом опыте клиента, но не более.
- Стоит оценить, как много областей возможных интересов оказались для клиента никогда не изученными – просто «не открытыми» на карте его возможностей. Ведь чем шире эта карта, тем больше областей «интересов» на ней может обнаружиться. И, возможно, с гораздо большей силой их выраженности.
Таким образом, для понимания своего клиента ценнее является не выяснение его текущих «интересов», а выяснение белых пятен на карте интересов. Там, где не было активного опыта и осознанного изучения, могут скрываться новые возможности.
И следующим этапом должен быть не выбор профессии «из того, что имеем», а процесс закрытия основных белых пятен… Но это уже другой вопрос — из методологии идеальной «системной профориентации».
Личные и профессиональные качества
Какой существует перечень «обследуемых» ПВК, и какая методика диагностики применяется? Насколько достоверная и высокоточная эта проверка? Какие ПВК остались необследованными?
Кроме оценки самого качества* проводится ли оценка готовности/потребности его использовать по примеру нижеследующей схемы?
Требуется не только определить «сильные» и «слабые» качества, но и оценить готовность или потребность их применять, использовать в своей деятельности.
______
* Стоит сразу отметить, что и определение качеств должно быть не бинарном уровне «сильных и слабых», а определенных по 7-бальной шкале выраженности.
И самый главный вопрос: а что происходит после диагностики профессиональных качеств?
Является ли результатом последующий целостный и комплексный подход к оценке комбинаций и всей суммы качеств с построением «карты качеств» клиента и ее сравнением с формулами различных видов деятельности и профессий?
Или каждое оцениваемое качество интерпретируется по отношению к клиенту дискретно, «в строчку», когда напротив диагностируемого качества ставится обобщенная фраза из серии «это качество характерно для таких-то профессий…»?
При составлении «портрета качеств» клиента профконсультанта ждут сложные методические вопросы. Например, как расценивать потенциал конкретного качества, если способности определены у клиента как слабые, но при этом фиксируется ярко выраженная потребность это качество использовать в рабочей деятельности? (Правильный ответ: зависит от классификации самого качества, например, развиваемое оно или нет).
После составления «портрета качеств» клиента следующим этапом требуется соотнести этот портрет с портретами различных профессий. Предполагается, что у профконсультанта этот портрет есть – для всех профессий, специальностей и должностей, актуальных на сегодняшнем рынке труда.
Ценности, мотивы и смыслы
Замечаете ли вы тот факт, что некоторые потребности или ценности у клиента формируются в тот самый момент, когда он эту потребность или ценность впервые примерил к себе во время самой диагностики? То есть буквально до этого момента клиент о ней никогда ранее не задумывался, а вынес свое суждение в момент первого столкновения с оной. Порой, с удивлением для самого себя.
Соответственно, вопрос: можно ли оценивать такой результат как достоверный? Или стоит оценивать как весьма поверхностный? Ведь клиент «оценил» всего лишь «первый слой» ценности, которая им еще не осмыслена, не осознана и не проверена на личном опыте или в столкновении с другими альтернативными ценностями? Хотя бывают и исключения, когда клиент как раз «вспомнил» такой опыт и осознал его.
Возможно, правильным было бы оценить – есть ли вообще глубоко осознанные ценности у клиента (разумеется, отделяя их от потребностей)? Есть ли явно выраженные мотивы и смыслы?
И уже получив объективный ответ на эти вопросы, построить и внимательно посмотреть на карту ценностей и смыслов клиента, оценивая уже осознанные элементы и остальное пространство terra incognita.
Но что делать далее с картой ценностей? Если продолжить работу с ней – то начинается работа по сопровождению личностного самоопределения, что далеко уводит профконсультанта от диагностики…
Что еще выясняют профконсультанты на тестировании (хотя и не так часто, как того стоило бы):
- Проводят оценку «уровня знания» о самом себе и оценку навыков рефлексии и самоанализа.
- Наличие и содержание явно выраженных убеждений и смыслов, переходящих в осознанные цели и мотивы разного уровня (глубинные и сиюминутные).
- Уровень притязаний и амбиций.
- Проводят оценку силу воли, упорства, целеустремленности.
- Определяют уровень психологической (внутренней) устойчивости.
И многое другое.
С чего стоит начать диагностику при переходе на работу с клиентом по программе «системной профориентации»?
Следует провести оценку прохождения этапов ЛСО и ПСО (личностного самоопределения и следующего из него профессионального самоопределения): насколько широка и осознанна у клиента картина мира профессий и собственного я.
Без этого понимания нельзя составить адекватную «карту территорий» мира профессий и мира я своего клиента. Без подобной карты невозможен целенаправленный процесс сопровождения.
Что происходит, когда такая карта не определена, но при этом проводится «основная» диагностика качеств, интересов, мотивов?
Когда профконсультант получает срез диагностики по интересам, качествам, мотивам, он начинает искать «место клиента» на «карте профессий», чтобы помочь клиенту сделать из них подходящий выбор. Но не замечает, что в процессе происходит «подмена» самой карты: мы видим результаты диагностики не на реальной карте клиента, а на условной карте представлений профконсультанта о том, какие у клиента интересы, способности и мотивы без всей картины возможных интересов, способностей и мотивов.
Когда в рамках «системной профориентации» профконсультант с клиентом «проходят» всю территорию карты «Мира профессий» и «Собственного Я» шаг за шагом (те самые ЛСО и ПСО), то каждый новый шаг закрепляет и переосмысливает предыдущий. Метафорически говоря, мы не плоско движемся по карте, а с каждым шагом поднимаемся по формируемым ступеням, ведущим в храм знаний собственного Я и мира вокруг у нашего клиента.
Сам факт последовательного прохождения, с его падениями, отступами, закрытыми (не дающимися) территориями и так далее, формирует у клиента необходимый бэкграунд, фундамент самоопределения, на который в дальнейшем клиент сможет опираться при своих жизненных выборах.
Если этот этап «ощупывания» территории пропущен, то диагностика не сумеет показать нам «карту клиента», а лишь обозначит его условную позицию на чужой для него карте представлений о мире профессий и себе. И какая это бы ни была диагностика — формальная или тщательная («Профпробы-360») — без построения рельефной карты клиента, то есть без последовательного осмысления, когда на плоской карте появляются ступени из осознанного опыта — такая диагностика и результаты «гадания» на ней лишь откладывают проблему самоопределения и успешного профессионального выбора в более взрослый возраст, сокращая при этом область жизненных возможностей и формируя сложно преодолимые трудности в дальнейшем.
Уфа, Март, 2023
Смирнов А.Ю.
Системная профориентация — https://navigatum.ru/metodika
Профпробы-360 — https://profproba360.ru
«Почему не работают тесты» — https://about.iz-i.ru/testing
Про ПВК (профессионально важные качества) — https://crcg.ru/atlas-professions