7 мин замедленного действия в профориентации молодежи

7 МИН
ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
В ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

(извините за пафосность названия)

 
Делюсь с тем, что тревожит меня и коллег по проекту «НАВИГАТУМ».

Сложились критические точки в ПРОФОРИЕНТАЦИИ, которые стали минами замедленного действия. Вот первая:

КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ

Кто заказчик в профориентации? Государство и Работодатель. Какие ценности ставятся ими на первое место? Карьера и деньги. 

Расчет делается на то, что когда у молодого человека в приоритете карьера и деньги, тогда он овладеет требуемыми компетенциями 21-го века. Помните? «Умение работать 24 часа в сутки, при этом быстро принимая сверхважные решения в условиях глубокой неопределенности и режиме многозадачности…» и так далее?

А какие ценности посоветует подростку психолог? Что пишут в умных книжках? Что высшая добродетель и цель жизни – это творчество и служение людям. А тщеславие, вертикальная карьера и гонка за заработком – это тупиковый путь развития личности.

Конфликт интересов прослеживается и в мелочах. На уроках по ЗОЖ мы говорим о правильном распорядке дня, необходимости полноценного сна и т.п. А в профориентации акцентируем, что способность работать 12-16 часов в день – ключ к успеху.

Так где мы обманываем детей? Когда говорим о необходимости развития новых компетенций для выживаемости в этом конкурентном мире, но не договариваем про то, что это цели и задачи организаций? Или когда рассказываем о пользе путешествий, 6-ти часового рабочего дня 4 раза в неделю, скромных потребностях и необходимости выбора горизонтальной карьеры, словно вокруг нас нет общества с культом потребления и ориентацией на большие заработки, дорогие машины, квартиры, вещи?

И это только верхушка примеров….

НЕТ АДЕКВАТНЫХ ПРОФЕССИОГРАММ И ПРОФСТАНДАРТОВ

Как учат формуле выбора профессии? «Сравните свои личные качества с профессионально важными, учтите психологические особенности (экстраверт/интроверт; тип референции; процессник/результатник; стремление/избегание и т.д.), хорошо осознайте свою мотивацию, и всё это наложите на выбранную профессию и на выбранное рабочее место (коллектив, должностные инструкции, систему мотивации и т.д.)».

Но если про самого себя ещё узнать можно, то что делать дальше? С чем сравнивать? ГДЕ ВЗЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОФЕССИЯХ И ДОЛЖНОСТЯХ?  Уж точно не в профстандартах… Реальные должностные инструкции и требования совпадают с перечнями из профстандартов только в общих чертах. А дьявол, как обычно, в мелочах (см. отдельную статью с критическим обзором конкретных проф.стандартов).

Нехватка информации о практических требованиях к профессиям – это проблема, которая не решается поиском в интернете. Всё сложнее. Вот пример. Проводим опрос. Вопросы задаются преподавательскому составу, работодателям, представителям самой профессии и профоконсультантам. На простой вопрос «Какое самое важное качество в этой профессии» мы получаем противоречивые ответы, причем у каждого собственный! И что мы имеем? Преподаватели учат навыку А, работодатель требует навыки Б, сотрудник развивает в себе навык С, а профконсультант рекомендует эту специальность по наличию навыка Д. Я впадаю в ужас от результатов опроса по каждой новой профессии.

Это касается и рабочих специальностей (автослесарь, сантехник и т.п.), и белых воротничков.

Например, обучающимся в ВУЗе интровертам-логистам с математическим складом мышления забывают своевременно рассказать, что ключевой навык — это вовсе не умение быстро просчитать оптимальный маршрут для разногабаритного груза. Главное для работодателя – это успешно провести жесткие переговоры с подрядчиками и «отжать» их на скидки. Или «отмазаться» по клиентскому договору от претензий заказчика. (Сленг и примеры взяты у первоисточника из внутрикорпоративной инструкции). В профстандарте об этом требовании – одна строчка: «Вести переговоры с подрядчиками в условиях дефицита времени». Внутри длинного ряда других требований.

СЛЕДСТВИЕ: БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ТЕСТОВ

Какая практическая польза от прохождения часового профориентационного теста, если не с чем сравнить его результаты? 
Допустим, выяснил профконсультант, что его респондент — это «интроверт-процессник с ярко выраженной внешней референцией, склонностью к избеганию и мотивацией на семейные ценности». Отлично! Но если сам консультант досконально знает ПВК (профессионально важные качества) только 30-50 специальностей, то и предлагать варианты он будет из них же. А в стране, по данным job-сайтов, 7,5 тысяч профессий и должностей, из которых 2,5 тысячи считаются востребованными. О каком качестве профориентации идёт речь?

Второе наблюдение: если даже вы пройдете самый дорогой и качественный профориентационный тест, то каждый психолог и профоконсультант интерпретирует его по разному. И весьма уважаемые специалисты дадут весьма противоречивые рекомендации. Почему так? Неужели профориентация – такое же мошенничество, как и курсы соционики?

МОДА НА КРАЙНОСТИ

Извечный грех – гонка за модой. В прошлом году было модно учить креативности, в этом году – критическому мышлению. Завтра что? 

Открываются соответствующие курсы. На совещаниях на перебой докладывают о своей работе «по данному направлению», на которое кидаются все усилия. Родители с ужасом узнают, что их ребенок «снова не в тренде» и спешно меняют ему курсы.

А комплексное, системное, последовательное воспитание не востребовано. Дорого, долго, сложно и, главное, не модно.

СЛЕДСТВИЕ: КРЕАТИВНЫЕ ПОДЛЕЦЫ

Забывая о «360° воспитания» (это аллюзия на еще один модный словесный конструкт), кидаясь учить очередным «компетенциям будущего», мы игнорируем главную человеческую компетенцию – ЭТИКУ. За которой стоят — доброта, сочувствие, сопереживание, порядочность, честность.

Сейчас скажу страшную вещь:  есть такие родители, которые БОЯТСЯ (!) этих качеств у своих детей! Лучше пускай сын/дочь пройдут дополнительные курсы английского, освоят тайм-менеджмент и нарастят «софт-скилсы», а уж когда вырастут, сами разберутся, что такое хорошо, а что такое плохо. (Привет, родители из девяностых?).

Любимая чудесная метафора талантливого психолога Галины Резапкиной: «Что опаснее для общества – обычный подлец или креативный, обладающий продвинутыми компетенциями подлец?».

Эта проблема — отсылка к упомянутому выше «конфликту ценностей». Психологи, в первую очередь, хотят вырастить человека с четкой нравственной позицией, смыслами и ценностями, с установкой на сотрудничество, духовный рост и служение людям. Но в роли профконсультанта они же рекомендуют уже совсем другой список, в котором на нравственность не остается места. В лучшем случае, тему этических вопросов в профориентации игнорируют. А ведь с неё надо начинать…

ОТБОР ВМЕСТО ВЫРАЩИВАНИЯ

Новая тенденция в духе воробьиных реформ Мао Цзэдуна: конкурсы и профотборы. Да-да, я замахиваюсь на WorldSkills. Ничего самого по себе плохого в соревнованиях нет. Но не это должно быть точкой усилия и вложения немыслимых средств (как это происходит сейчас). Усилия и деньги необходимо вкладывать в формирование такой среды, в которой и зарождаются мастера своего дела. Надо не пытаться лучших НАХОДИТЬ,  надо их системно ВЫРАЩИВАТЬ. 

Это касается и вновь модного отбора HiPo — молодых людей «с высоким потенциалом» (High Potential), который ведется на деньги заинтересованных работодателей. 

Но поиск сам по себе, увы, не стимулирует появление юных HiPo, как бы нас не уверяли в обратном.

Представьте себе результат, если все эти ресурсы потратить на создание развивающей среды, в которой каждый ребенок – HiPo в своей области.

Еще из претензий к WS – это как таковое неприятие и даже противодействие главному смыслу профориентации — поиска СВОЕЙ профессии. От того, что вы лучше всех накладываете шов электросварки, вовсе не следует то, что профессия электросварщика вам подходит. А в формате WS никого не волнует, что вам подходит, а что нет. Главное – это выполнение стандартов;-)

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОНИМАНИЯ

Еще один нарастающий тренд в профориентации – «попробовать себя в профессии» в … развлекательном центре. Мастерславль, Кидбург, Кидзания, Мастерград и прочие города профессий. Я не выступаю против этих городов, это отличнейшее место для РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Это классный, проверенный entertainment-бизнес. Но это не профориентация!!! Дети получают настолько искаженные представления о профессии, что сводит на нет любую продуманную работу специалиста по профориентации. Это сильнейшая мина замедленного действия. «О, мамочка, у меня получилось быть банкиром!» (будущим офисным планктоном?). «У меня получилось быть пожарным» (врачом, ветеринаром и т.д.). Дети перестают понимать разницу между показушной работой и реальной. Сделать прическу для кошки и подоить козочку – это, не то же самое, что сделать ей операцию на гнойной ране и принять у нее роды. То, что придётся делать ветеринару. Я могу о каждой профессии рассказать, как формируется искаженное представление о ней. Хорошо, что список профессий в этих городах ограничивается скромным количеством показушных:-)

Также обстоят дела с вывозом детей на заводы и предприятия для знакомства с профессией «на местах». Школьники видят верхушку айсберга, красивую и грамотно презентованную. И повезло, если мудрый консультант, организовавший эту поездку, потом расскажет ребятам, на что еще обратить внимание и перечислит длинный список того, что осталось «за кадром». Но просочись эта информация – пустят ли его в следующий раз на этот завод или в эту фирму?      Это бизнес и тут защищают интересы не детей, а бизнеса.

В ИТОГЕ

Ну, с перечнем проблем мы определились. 

Есть ли решения? По мне, так они очевидны;-)
Но об этом – в другой заметке.

Антон СМИРНОВ, 2015, Москва
http://facebook.com/cineofilmsru
Критика и комментарии приветствуются


Краткая справка о проекте «НАВИГАТУМ»

Продукция «Навигатум» — это игровые мультимедийные материалы по профориентации для работы педагогов и психологов. 

• Зарождение концепции проекта – 2008 год – экспериментальная площадка «Формула УМА» по созданию образовательных мультфильмов;

• Начало работ экспериментальной площадки по профориентации (2011). В тестировании и сборе обратной связи с 2011 по 2015 год приняли участие более 3000 волонтеров (педагогов, психологов). Занятия проведены с 2 млн. школьников по всей стране;

• Признание проекта профессиональным сообществом (2014);

• Профориентационный проект «Навигатум» получает 1-е места на престижных профориентационных всероссийских конкурсах «Время выбирать» и «Траектория успеха» (2015); 

Ключевые инструменты «Навигатум»: 

  • 3 мультсериала о профессиях и труде для малышей, школьников и взрослых. 
  • Настольные профориентационные игры. 
  • Притчи. 
  • Профи-Сказки. 
  • Профи-тесты.
  • Комиксы и пр.

Благодаря мастер-классам, проводимым по всей стране и в СНГ, специалисты «Навигатум» собирают всю актуальную информацию по профориентации от педагогов, психологов, профконсультантов, чиновников. Более глубокий материал приходит от экспериментальных площадок, где тестируются новые материалы. 

#навигатум #navigatum #профориентация #образование #дети #компетенции #тесты #профстандарты www.navigatum.ru

Архив комментариев

Эээээ

ну не плохо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

arrow