«Профессия ПРОГРАММИСТ»: мультфильм и сценарий занятия по мультфильму

Дорогие коллеги!

Предлагаем Вам познакомиться и оценить аниматик (черно-белое изображение с раскадровкой) серии «Профессия ПРОГРАММИСТ», а также разработанный СЦЕНАРИЙ УРОКА к данной серии.

После того, как будут собраны все замечания, мы выпустим готовую серию и сценарий урока, которые будут опубликованы на этой странице. Вы сможете также оценить их и убедиться: все конструктивные замечания учтены!

Коротко для тех, кто еще не знаком с нашим проектом:

Ÿ- Мультсериал «Калейдоскоп Профессий» — много серий для школьников младших и средних классов, задача сериала: познакомить учеников с профессией и заинтересовать ею. Подробнее о сериале, о проекте и других материалах на сайте проекта «Навигатум: Калейдоскоп Профессий«.

— Каждая серия — это знакомство с одной из профессий или теме о труде.

— Главные герои: братья Димка и Леша Дотошкины, которые исследуют самые разные профессии и задумываются на различные темы: о труде, карьере, траектории профессионального и образовательного развития, о пенсионной системе, о системе образования, о том, как найти работу и что там ожидаем, о том, зачем нам учиться и работать —  и о многом другом.

Для любопытных: более подробное описание сериала (много букв):

КТО ТАКИЕ ДИМКА И ЛЁХА?

Давайте поближе познакомимся с нашими героями – Димкой и Лёхой Дотошкиными.

ДИМКА – 13 лет, главный герой сериала. Типичный тинэйджер: в меру ленивый, в меру шкодный, в меру безграмотный и т.д. В общем, самый обычный представитель целевой аудитории. Одет по сегодняшней подростковой моде, но не экстрамодно – это не писк, это мейнстрим. Речь содержит весь подростковый набор сленга, но опять же без перебора, звучит все органично. У Димки нет ни одного ярко выраженного таланта, и он не знает, что ему нравится на уровне профессии. 

«Кем я хочу стать… Кем я хочу стать… А я знаю, кем я хочу стать?!?»

АЛЕКСЕЙ – 21 год, студент, учится в университете на факультете журналистики. После работы подрабатывает, развозя пиццу. Ездит по городу на стареньком мотороллере с соответствующей символикой. Очень компанейский парень. Быстро находит общий язык с кем угодно: от сантехника до академика. Алексей мечтает стать режиссёром. Работает над дипломным фильмом (рабочее название «Пиццу заказывали?» Жанр – партизанская журналистика).

«Я, думаете, зачем пошёл пиццу развозить? Да потому, что с коробкой пиццы я могу зайти куда угодно!»

Взаимоотношения у наших братьев отличные: когда младший попадает «в ситуацию», а попадает в них он часто, для старшего открывается уникальная возможность чему-то научить Димку, а пользуясь своими неограниченными связями поставщика пиццы, Лёха имеет возможность навестить вместе с Димкой кого угодно: и самого судью, и полицейского, и тренера знаменитой футбольной команды, и даже пообщаться с настоящим дипломатом. Таким образом, основные функции профессий Димка познаёт, сталкиваясь с ними в реальных житейских ситуациях (серии «Нотариус», «Судья», «Логист» и многие другие).

А имея богатый трудовой опыт, Лёха часто делится им на практике: показывая, как работает центр занятости, какие особенности трудового законодательства должен знать Димка, зачем и как строят карьеру, что такое социальный лифт и многое другое.

Концепция мультсериала:

Начнём с тезиса: правильно выбранная профессия – это основа благополучия, уверенности в себе, удовлетворённости своей жизнью и других понятий, которые можно объединить словом «счастье».

Поэтому главная задача сериала — донести до детей идею о том, что правильный выбор профессии после школы определит всю их взрослую жизнь.

Под «правильной профессией» следует понимать:

  • а) профессию, которая подходит человеку, соответствует его способностям, характеру и прочим физическим и психологическим кондициям;
  • б) профессию, актуальную и востребованную на современном рынке труда.

Наш сериал рассказывает о наиболее актуальных и востребованных сегодняшних профессиях. При этом акцент делается на том, что актуальность и востребованность не всегда дополняются внешним блеском и псевдопрестижностью (работать в самом шикарном офисе совсем не престижно, если ты — офисный планктон; и очень престижно работать в горячем цеху, если ты –виртуоз-стеклодув).

Также наша программа о том, что очень важно не только найти СВОЮ профессию, но и стать в этой профессии асом. И тогда к тебе в очередь выстроятся короли и президенты!

Перед тем как выбирать профессию, молодому человеку не помешает знать формулу профессии:

Чем большему количеству людей нужно то, что ты делаешь, и чем больше они готовы за это платить – тем «круче» твоя профессия.

Как нам кажется, в сериале необходимо рассказать о внешне не очень ярких, но прибыльных и востребованных профессиях (портной, парикмахер, кулинар, автослесарь и т.п.).

Структура первой вступительной серии:

Главный герой – 13-летний подросток Дима Дотошкин. Ему задали на дом сочинение на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту?».
Наш герой относится к заданию формально и пишет о том, что хочет стать поп-звездой, как Киркор Филиппов.
Написав сочинение, герой просит старшего брата Алексея проверить, нет ли ошибок.
Брат читает сочинение и смеётся: как ты собираешься стать поп-звездой, если у тебя ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма? (Только без обид, братишка!).
Герой признается, что написал сочинение не «по чесноку», а для «училки».
— Не писать же, что я хочу там быть поваром или портным?.. Во-первых, несолидно. Да и потом в классе засмеют…
Брат спрашивает:
— Ну а на самом-то деле, ты кем хочешь стать?
Димка говорит:
— Не знаю… Директором каким-нибудь.
Старший брат объясняет, чем профессия отличается от должности и рода занятий, что такое профессия вообще, и как важно правильно выбрать профессию в жизни.
Дима спрашивает, а «как её выбрать-то, профессию»? Чтоб выбрать, надо посмотреть, «пощупать»… А как я посмотрю, например, на профессию хирурга? Разве что под наркозом!
Алексей предлагает Диме помочь в его выборе и познакомить с представителями разных профессий. Для Алексея это не составит особого труда, у него масса знакомых, потому что он – развозчик пиццы.

Структура линейной серии:

В каждой серии Дима и Алексей привозят пиццу представителю определённой профессии, и тот рассказывает о своей работе, о своём заработке, обо всех плюсах и минусах. В общем, все то, что может быть интересно нашей целевой аудитории. Естественно, все это в тинейджерском неформальном формате.

ДИМКА – 13 лет, главный герой сериала. Типичный тинэйджер: в меру ленивый, в меру шкодный, в меру безграмотный и т.д. В общем, самый обычный представитель целевой аудитории. Одет по сегодняшней подростковой моде, но не экстрамодно – это не писк, это мейнстрим. Речь содержит весь подростковый набор сленга, но опять же без перебора, звучит все органично. У Димки нет ни одного ярко выраженного таланта, и он не знает, что ему нравится на уровне профессии.

АЛЕКСЕЙ – 21 год, студент, учится в университете на факультете журналистики. После работы подрабатывает, развозя пиццу. Ездит по городу на стареньком мотороллере с соответствующей символикой. Очень компанейский парень. Быстро находит общий язык с кем угодно: от сантехника до академика. Алексей мечтает стать режиссёром. Работает над дипломным фильмом (рабочее название «Пиццу заказывали?» Жанр – партизанская журналистика).

Смотреть примеры серий (на YouTube):

Вступительная серия «Кем стать» / «Как работает Центр занятости» / Фрагмент из серии «Профессия СИТИ-ФЕРМЕР».

ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ.

АНИМАТИК серии «ПРОГРАММИСТ»:

Предлагаем вниманию ПЕДАГОГОВ и ПРОФОРИЕНТОЛОГОВ предварительный сценарий проведения занятия по мультфильму «Профессия ПРОГРАММИСТ». Адаптация есть для школьников младших, средних и старших классов.

ЧИТАТЬ СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ (очень много букв):

РУКОВОДСТВО

по сопровождению серии

“ПРОГРАММИСТ”

Пояснение для Педагога:

●      Цели и задачи занятия

Цель:

1.     Ознакомить учащихся со спецификой профессии “программист”.

Задачи:

1.     Продемонстрировать учащимся особенности профессии “программист”, используя соответствующий мультфильм из мультсериала “Калейдоскоп Профессий”;

2.     Закрепить полученные знания беседой, опросом, игрой и иными необходимыми методами обучения.

●      Структура занятия:

1.     Введение в профессию (игровая интрига);

2.     Просмотр мультфильма;

3.     Анализ просмотренного, обсуждение;

4.     Закрепление полученных знаний в игровой форме;

5.     Домашнее задание.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Памятка для педагога.

Программи́ст — специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютеров (любых вычислительных устройств), то есть программированием.

Программи́рование — процесс создания компьютерных программ.

В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций (программ) на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывают алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Иначе это называется «программная инженерия» («инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

По системе Климова: преимущественно профессия программиста относится, конечно, к типу “Человек-знаки”, потому что работа связана с цифрами, буквами, кодами. Однако же в данной профессии нельзя исключать и огромную творческую составляющую — прежде, чем приступить к написанию программы, программисту требуется представить весь ход написания программы + увидеть желаемый конечный результат, а значит помимо “Человек-знаки”, профессия “программист” включает в себя и “Человек-Художественный образ”.

Введение в профессию (игровая интрига)

  1.  Введение в профессию (игровая интрига)

Педагог: Ребят, вчера вечером меня в коридоре остановил какой-то первоклассник и спросил: “Дяденька (тетенька), а кто такой программист?” Я собрался ему ответить и вдруг понял, что в общем-то точно и не знаю, чем занимается программист. Собрался зайти в интернет, посмотреть, что умные люди пишут, но потом понял, что первокласснику надо объяснить простым и доступным языком. Вот я и обращаюсь за помощью к вам — расскажем первокласснику кто такой программист?

Школьники: (либо соглашаются, либо в недоумении).

Педагог: согласен, сложно объяснить то, что сам толком не представляешь. Давайте тогда искать ответы вместе, но сделаем это с интересом. Попробуем?

Школьники: Да.

Педагог: Сейчас мы разойдемся на две команды специалистов. А ну, поднимите руки те, кто прекрасно разбирается в работе программистов и все о них досконально знает. Вы — одна команда! Оставшиеся ребята — это вторая команда.

Педагог рассаживает детей по командам.

Педагог: Теперь давайте сформируем правдивый образ программиста. А правдивым он может быть только, если мы найдем золотую середину между идеальным программистом и тем, которых вы знаете. Та команда, которая слабо разбирается в программистах — создаст нам образ идеального, а вторая — предложит свой вариант.

Педагог рисует на доске контуры двух условных человечков.

Один обозначается как идеальный (для команды “несведущих”), второй — как обычный (“для тех, кто разбирается”) .

Далее Педагог задает командам вопросы (всегда начиная с команды несведущих), школьники отвечают, а Педагог вкратце указывает эти ответы возле соответствующего человечка.

Педагог: Итак, начнем сначала! Чем занимается программист? Чем должен заниматься идеальный программист? Что он может делать? Какие программы писать?

Команда «несведущих» называет, Педагог записывает.

А чем на самом деле занимается обычный программист? Какие программы пишет?

Вторая команда называет, Педагог фиксирует.

(по такому же принципу проходят следующие вопросы).

—       Какое рабочее место у программиста? Что на нем должно быть?

—       Хорошо ли зарабатывает программист? Каковы перспективы заработка? Востребован ли программист и почему?

—       Что должен знать и уметь программист? Какие науки изучать?

—       Где учат на программистов?

            После сбора информации о двух видах программистов…

            Педагог: так вот, вчера я запланировал наше занятие, а сегодня утром к нам пришел ответ на все наши вопросы! Это… мультфильм! Да-да, представляете, мультфильм о программистах. Я специально еще не смотрел его, чтобы посмотреть вместе с вами. Вот теперь-то мы и узнаем — где же этот настоящий программист? Какой из двух, предложенных вами?

2. Просмотр мультфильма (он выше)

Озадаченные, запутанные школьники смотрят его с большим интересом, чтобы разобраться что к чему.

Анализ просмотренного, обсуждение

3. Анализ просмотренного, обсуждение

Сначала Педагог подводит итоги состязания между двумя командами — кто был ближе к правильным ответам и в чем это выражалось. Далее Педагог переходит уже к полноценному разговору с классом.

Перед началом беседы (любого возраста) педагог обращается к детям:

Педагог: а скажите мне, ребята, после просмотренного и увиденного, что можно сказать в целом о программисте — это творческая работа или нет?

Школьники: (разные варианты ответов)

Педагог внимательно выслушивает все позиции за и против, обсуждает их с учениками.

Педагог: безусловно, в работе программиста творчество является неотъемлемой составляющей. Потому что по сути программисты создают свои продукт из ничего, только лишь при помощи мозга и воображения они способны представить конечный результат и написать его в кодах. А для этого, конечно же, нужен творческий подход. Просто он не в таком виде, в каком мы привыкли представлять себе творчество, но от этого суть его не меняется. 

ОБСУЖДЕНИЕ. Простые вопросы. Для 7-10 лет

❖     

(преимущественно для младшей категории (7-10 лет))

— Основные качества программиста? (усидчивость, логика)

— Это мужская или женская профессия? (равноценна для всех)

— Всем ли подходит эта профессия? И если не всем, то почему? (не подходит тем, кто не способен хорошо мыслить логически)

— Что должен знать хороший программист? (математику, языки программирования)

— Востребованная ли это профессия? Почему? (достаточно востребована, потому в настоящее время все вокруг устроено на программном обеспечении)

ОБСУЖДЕНИЕ. Усложненные вопросы. Для 11-13 лет

❖      Усложненные вопросы.

(преимущественно для средней категории (11-13 лет))

— Главные качества программиста? (аналитические способности + усидчивость, сосредоточение и умение доводить начатое до конца)

— Какие бывают программисты по роду деятельности? (одни пишут игры, другие антивирусы, третьи — программное обеспечение для сайта, четвертые — приложения для смартфонов и т.п.)

— Какими навыками должен обладать программист? (аналитическим складом ума, хорошей памятью, способностью вести сложные математические расчёты. Современному программисту не обойтись без знания английского языка. Он должен разбираться в устройстве компьютеров, хорошо знать принципы его работы. Для работы над сложными проектами ему не обойтись без инициативности и умения работать в коллективе)

— Почему нужны именно эти качества и навыки? (вопрос на обдумывание)

— Где учат на программиста и как можно усовершенствовать свои знания после базового образования? (учат в ВУЗах, но начинать лучше программировать ещё в школе. Улучшить свои знания можно только постоянным обучением, работой в этой сфере)

— Всем ли подходит эта профессия? И если не всем, то почему? (не подходит тем, кто не силен в логике, не способен заниматься рутинной работой или не усидчив, безответственен)

— Востребованная ли это профессия? (достаточно востребована на рынке труда)

— Как вы считаете почему она востребована? (это связано с развитием компьютерных технологий и Интернета. Такие специалисты участвуют в разработках различных программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализации и т.д. Вокруг нас становится всё больше робототезированной техники. Вокруг появляется “Мир интернет-вещей” (Internet of Things, IoT). Все эти изменения требуют создания новых программ, то есть требуются программисты)

— Возможно ли программисту построить карьеру? (Он может найти применение своим профессиональным навыкам в научно-исследовательских институтах, вычислительных центрах, IT-компаниях, web-студиях, учебных заведениях. Уровень заработной платы опытных специалистов достаточно высокий, он будет зависеть от места и эффективности их работы. Программисты также могут стать владельцами собственного бизнеса и предлагать покупателям новые проекты и технические разработки)

— Что может помешать обычному программисту стать хорошим? (нежелание продолжать обучение, незаинтересованность в новинках и технологиях компьютерного рынка)

— Это мужская или женская профессия? (не имеет значения, хотя преимущественно больше мужчин-программистов, чем женщин)

— Что может помешать вам стать программистом? (разговор с классом)

ОБСУЖДЕНИЕ. Сложные вопросы. Для 14-16 лет

❖      Сложные вопросы.

(преимущественно для старшей категории (14-16 лет))

— Главные качества программиста? (аналитические способности + усидчивость, сосредоточение и умение доводить начатое до конца)

— Какие бывают программисты по роду деятельности? (одни пишут игры, другие антивирусы, третьи — сайты, четвертые — приложения для смартфонов, пятые — программы для бизнеса и т.п.)

— Какими навыками должен обладать программист? (аналитическим складом ума, хорошей памятью, способностью вести сложные математические расчёты. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, ему понадобится постоянно развивать свои знания в области программирования. Также необходимо успевать следить за всеми изменениями в сфере компьютерных технологий, в чём пригодятся любознательность и умение работать с большим количеством информации. Физически не активная работа программиста требует от него усидчивости, сосредоточенности и умения доводить до конца продолжительные, рутинные дела. Современному программисту не обойтись без знания английского языка. Он должен отлично знать принципы работы компьютера. Для работы над крупными проектами ему не обойтись без инициативности и умения работать в коллективе)

— Почему нужны именно эти качества и навыки? (вопрос на обдумывание)

— Где учат на программиста и как можно усовершенствовать свои знания после базового образования? (учат в ВУЗах, улучшить свои знания можно только постоянным обучением, работой в этой сфере)

— Как вы думаете: каковы трудовые обязанности программиста? (первым этапом в деятельности программиста является составление вычислительных схем. Определив алгоритм решения задачи, он должен выбрать наиболее подходящий язык программирования. Ему следует разработать модель ввода, обработки, хранения, выдачи информации. Обязательна проверка программы, устранение обнаруженных недостатков. Когда его программой уже активно пользуются, он может вносить правки, ориентируясь на пожелания или собственные наблюдения, возможно создание её новых версий. В обязанности этого специалиста может входить консультирование пользователей программы или клиентов компании, с которой он сотрудничает)

— Востребованная ли это профессия? (достаточно востребована на рынке труда)

— Как вы считаете почему она востребована? (это связано с развитием компьютерных технологий и Интернета. Такие специалисты участвуют в разработках различных программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализации и т.д.). Вокруг нас становится всё больше робототезированной техники. Вокруг появляется “Мир интернет-вещей” (Internet of Things, IoT). Все эти изменения требуют создания новых программ, то есть требуются программисты)

— Возможно ли программисту построить карьеру? (Он может найти применение своим профессиональным навыкам в научно-исследовательских институтах, вычислительных центрах, IT-компаниях, web-студиях, учебных заведениях. Уровень заработной платы опытных специалистов достаточно высокий, он будет зависеть от места и эффективности их работы. Программисты также могут стать владельцами собственного бизнеса и предлагать покупателям новые проекты и технические разработки)

— Что может помешать обычному программисту стать хорошим? (нежелание продолжать обучение, незаинтересованность в новинках и технологиях компьютерного рынка)

— Это мужская или женская профессия? (не имеет значения, хотя преимущественно больше мужчин-программистов, чем женщин)

— Что может помешать вам стать программистом? (разговор с классом)

Закрепление полученных знаний в игровой форме

4. Закрепление полученных знаний в игровой форме

Перед игрой педагог обращается к школьникам.

Педагог: итак, мы получили общие представления о программистах и их работе, но по-моему мы упустили что-то очень важное. Самое главное — что должен уметь программист перед тем, как приступать к написанию программы? Вот ему дали задачу, какую работу в голове должен проделать программист?

Школьники: (называют различные варианты)

Педагог:  самое главное, что должен уметь делать программист — составлять точную и эффективную последовательность своих действий, то есть составлять алгоритм! Что за чем идет, как и когда? С алгоритмами мы повсюду встречаемся в жизни. Какие вы знаете самые простые алгоритмы? Коля, расскажи какие действия и в какой последовательности ты выполняешь для того, чтобы после пробуждения почистить зубы? (Коля рассказывает). Какие еще алгоритмы вы знаете?

Школьники: (называют)

Педагог: как вы думаете почему так важен грамотный алгоритм?

Школьники: (дают варианты ответов)

Педагог: потому что от правильной последовательности действий напрямую зависит результат. Очень важно все грамотно распределить. Вспомните — как вы чистите те же зубы: на щетку кладете пасту и чистите. Удобно? Удобно. А если наоборот — сначала почистить зубы просто щеткой, а потом положить на нее пасту — будет результат? Нет, не будет. Зубы останутся нечищеные. Еще можете привести примеры — где важна правильная последовательность действий?

Школьники: (предлагают)

Педагог: так это простые алгоритмы, а представьте — как много нюансов нужно учесть при написании сложной программы? Вот сейчас мы и попробуем прописать грамотные алгоритмы — сейчас вы станете самыми настоящими программистами…

Педагог: еще важно не только написать правильный алгоритм, но и написать его правильным образом. Правильный компьютерный алгоритм – это тот, который выполняет свою работу наиболее быстро, при этом экономя вычислительные ресурсы процессора. Как вы думаете, в каких алгоритмах скорость важнее всего?

Школьники: (предлагают)

                Педагог: скорость алгоритма важна, например, для поисковых систем. Посмотрите как быстро работает google или yandex. А станете ли вы целый час ждать свой навигатор, чтобы тот рассчитал оптимальный маршрут? Чтобы написать оптимальным алгоритм, требуется хорошее знание математики.

    Давайте поиграем.

Класс разбивается на три команды.

I тур. (Упрощенное знакомство с азами программирования)

I тур. (Упрощенное знакомство с азами программирования)

Задача для каждой команды — на бумажке подробно прописать последовательность действий для робота, которому нужно выполнить задачу!

Задача! Написать на доске “Привет”, повернуться, помахать рукой классу, а потом стереть надпись и вернуться на свое место.

Педагог приводит пример:

«Пример алгоритма для робота, сидящего с краю на задней парте, которому нужно взять  классный журнал со стола учителя и вернуться на место»:

Робот встает, делает шаг вправо (если проход справа).

Становится туда.

Делает пять шагов вперед, поворачивается на 90 градусов влево (если это ближайший проход к учительскому столу. Если не ближайший, то делает столько шагов, сколько надо), наклоняется, берет в правую руку журнал, выпрямляется, поворачивается на 90 градусов вправо, разворачивается еще на 180 градусов, делает вперед 5 шагов.

Разворачивается на 180 градусов, делает шаг влево.

Становится туда. Садится. Журнал кладет перед собой на парту.

Вот «продвинутый» вариант этого алгоритма:

1.     Робот делает один шаг вперёд;

2.     Повторяет пункт 1 (шаг) до тех пор, пока не достигнет стола;

3.     Берет со стола предмет (П);

4.     Если этот предмет — классный журнал (Ж), то {

a. робот разворачивается на 180 градусов

b. выполняет пункт 1 до тех пор, пока не вернется на свое место, затем переходит к пункту 6; }

5.     Выполняет пункт 3;

6.     Произносит: “Программа выполнена”. the end.

1.    
// примечание:  пункт 5 «зацикливает» робота до тех пор, пока не будет найден журнал. В хорошей программе не помешает инструкция для робота на тот случай, если все предметы будут пересмотрены, а журнала там нет.

2.     // примечание: в пункте 3 должна быть формулировка «берет со стола новый предмет» (иначе робот так и будет брать один и тот же предмет)

3.     // примечание: синтаксис «продвинутого» варианта приведен на языке Java

Роботом будет любой участник из команды противника.

Все роботы садятся на задние парты и ждут указания учителя.

Команды 5 минут прописывают последовательности (программы) и отдают все свои программы учителю. Он читает, а роботы делают то, что говорит учитель по написанному.

По очереди!

Программы должны быть примерно такими: “робот встает из-за парты, делает шаг вправо и 10 шагов прямо, правой рукой берет мел, подносит его к доске и пишет на доске русскими буквами слева направо “ПРИВЕТ и т.п.”. То есть максимально подробно и точно.

Робот не может делать ничего такого, чего не будет в программе. То есть, если написано только лишь “пишет на доске”, то робот делает вид, что пишет. Мел он не должен брать, потому что про мел ничего сказано не было! Это считается ошибкой программирования. Ошибка фиксируется и тогда робот уже может сам ее исправить, то есть в данном случае взять мел, чтобы продолжить выполнение программы. Та команда, которая допустит меньше всего ошибок — выиграла.

II тур. (Усложненное знакомство с программированием).

II тур. (Усложненное знакомство с программированием).

Так же командам дается задача, но теперь для ее выполнения могут быть препятствия извне. То есть программы должны включать альтернативные решения. Например такие: “если робот не сможет сделать прямо 10 шагов, то он должен повернуть влево, переступить через стул, сделать еще шаг и сделать 10 шагов вперед, к доске.”

Педагог приводит пример:

«Пример алгоритма для робота, сидящего с краю на задней парте, которому нужно взять  классный журнал со стола учителя и вернуться на место»:

Робот встает, делает шаг вправо (если проход справа).

Становится туда.

Делает пять шагов вперед, поворачивается на 90 градусов влево (если это ближайший проход к учительскому столу. Если не ближайший, то делает столько шагов, сколько надо), наклоняется, берет в правую руку журнал, выпрямляется, поворачивается на 90 градусов вправо, разворачивается еще на 180 градусов делает вперед 5 шагов.

Разворачивается на 180 градусов, делает шаг влево.

Становится туда. Садится. Журнал кладет перед собой на парту.

Вот «продвинутый» вариант этого алгоритма:

1.  Робот делает один шаг вперёд;

2.  Повторяет пункт 1 (шаг) до тех пор, пока не достигнет стола;

3.  Берет со стола предмет (П);

4.  Если этот предмет = классный журнал (Ж), то {

5.  робот разворачивается на 180 градусов

6.  выполняет пункт 1 до тех пор, пока не вернется на свое место, затем переходит к пункту 6; }

7.  Выполняет пункт 3;

8.  Произносит: “Программа выполнена”. the end.

4.    
// примечание:  пункт 5 «зацикливает» робота до тех пор, пока не будет найдет журнал. В хорошей программе не помешает инструкция для робота на тот случай, если все предметы будут пересмотрены, а журнала там нет.

// примечание: в пункте 3 должна быть формулировка «берет со стола новый предмет» (иначе робот так и будет брать один и тот же предмет)

// примечание: синтаксис языка Java

Педагог предупреждает школьников — с чем могут быть связаны возможны препятствия:

—       проходимость,

—       мел,

—       тряпка,

—       ограниченность движений.

Затем, при выполнении программы для каждой команды, педагог создает следующие препятствия:

—       перегораживает проход роботу в ряду,

—       убирает мел/тряпку к себе на стол,

—       после написания не дает повернуться к классу,

—       снова перегораживает проход робота к своему месту.

При возможности времени и желания, игру можно усложнить, добавив третий тур, с двойными препятствиями!

Правда или миф?

5. Правда или миф?

Педагог называет некоторые интересные факты о программистах и спрашивает у учеников: правда это или миф? Дети должны отгадать правильный ответ. Педагог, объясняя правильный ответ, заодно и рассказывает различные интересные факты о профессии.

Правда или миф: что программист неприхотлив, то есть кроме компьютера ему ничего не нужно?

Миф! Один из самых известных мифов. Мнение о том, что единственные необходимые для программиста вещи — это компьютер и удобный стул, действительно имеет право на существование, однако исключения все же встретить можно. К примеру, один из самых известных российских программистов Михаил Донской в интервью газете Труд заявил: «Могу сказать точно, что у меня дома мебели достаточно… Только компьютер и матрас могут быть у хакера в кино». К тому же высокопрофессиональные специалисты все чаще ценят уют и могут себе позволить им воспользоваться — ведь их работа достойно оплачивается. Поэтому не вызывает удивления, когда программист приобретает себе эргономичное кресло, стоимостью от 1000 долларов.

Правда или миф: что программист — это вечный холостяк, которому не нужны отношения, которые будут только отвлекать его?

Миф! Истории о том, что для настоящих «программеров» общение с женщиной – лишняя и ненужная трата времени, в большинстве своем все же неверны. Программисты, конечно, люди увлеченные, но, как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Все-таки женского тепла и ласки хочется всем: и менеджеру, и самому заядлому компьютерщику. «Вполне понятно, откуда растут ноги у этого мифа. Программисты зачастую слишком увлечены своей работой, и это распространяется далеко за пределы рабочего времени. Что там говорить: ситуация, когда девушка силой оттаскивает своего молодого человека от экрана компьютера, не редкость», — рассказывал программист Дмитрий Кафлик.

Правда или миф: что программист — это человек, который все свое время проводит в сети?

Так ли это? Действительно ли все общение ограничивается сообщениями в социальных сетях и популярных мессенджерах? Точного ответа на эти вопросы не существует. Так, одни «программеры» честно, опустив голову вниз, признаются, что дальше родного монитора уже никого не видят, за исключением родственников и продавщиц в магазинах. А другие все-таки пытаются оправдаться и говорят, что живое общение в их жизни присутствует, правда, только на работе. Однако доступ к Интернету есть сегодня у всех и эта болезнь уже носит общий характер. Так зачем же обвинять в ней одних лишь программистов?

Правда или миф: что программисты, если и читают, то только о компьютерах?

Миф! Один из немногих мифов, который с легкостью разбивается вдребезги о стопку книг, на обложках которых красуются мифические персонажи из произведений Лукьяненко, Фрая, Перумова и др. Фэнтэзи – один из излюбленных жанров многих программистов. В общем, сами они даже находят этому объяснение, ссылаясь на работу с «нематериальными, виртуальными и абстрактными вещами».

Правда или миф: что программист — это человек без хобби?

Почти правда! Всем известна народная мудрость о том, что идеальная работа – та, которая позволяет не просто обеспечить себе безбедное существование, но и приносит удовольствие, то есть является в каком-то смысле еще и хобби. Если отталкиваться от этого утверждения, то программистов можно считать действительно счастливыми людьми. Так как в их случае компьютер заменяет абсолютно все прочие занятия. Времени на кисти с красками у «вершителей компьютерных судеб» в большинстве случаев все же нет. Хотя, если принимать походы в кино, чтение книг и решение головоломок за хобби, то даже самого фанатичного компьютерщика можно уличить в занятиях «посторонними» вещами.

«Программисты с удовольствием ходят в кино, в театры, и хобби у них есть, если времени хватает. В советские времена лично я, например, любил играть в бридж», — признавался Донской.

Правда или миф: что у программиста вечный бардак на столе?

Правда! Этот стереотип полностью отражает действительность. Хотя программистов-эстетов, поддерживающих идеальный порядок на столе, все-таки встретить можно, правда, редко.

Правда или миф: что программисты не любят ходить в парикмахерскую?

Правда! Длинный хвост вместо аккуратной стрижки – главный атрибут практически любого уважающего себя программиста. Объяснений этому феномену пока не найдено. Более того, этот признак уже стал настолько неотделим от образа программиста, что многие работодатели «прощают» им их нелюбовь к парикмахерам, закрывая глаза на строгий дресс-код.

Правда или миф: что среди женщин хороших программистов не бывает?

Миф! Судя по всему, этот миф выдумали сами мужчины. Женщин-программистов мало – это факт, но высококвалифицированных специалистов среди них не меньше, чем среди представителей сильного пола. Более того, бытует мнение, что женщины-программисты более внимательны и аккуратны, чем их недоброжелатели противоположного пола.

Резюмируем

6. Резюмируем!

Педагог:итак, что же мне теперь ответить первокласснику? Кто такой программист и чем он занимается?

Дети с места перечисляют все, что они узнали на уроке. Педагог может задавать наводящие вопросы из серии тех, которые уже указывались выше.

Педагог: а теперь поднимите руки те, кто захотел стать программистом? А кто еще не решился?

Педагог выясняет — что им мешает?

Домашнее задание

7. Домашнее задание

Подготовить дома выступление, которое простым языком расскажет учащимся — как пишутся компьютерные игры. В чем заключается работа программиста, кто еще к этому причастен и как это все делается на практике.

Внимание! Также постоянным домашним заданием каждого просмотра мультфильма является конкурс на лучшее пожелание по содержанию прошедшего урока.Дома школьники составляют свои рекомендации к урокам, то есть то, что нужно изменить или дополнить, чтобы улучшить урок, сделать его интереснее и понятнее.Свои рекомендации они отправляют на сайт проекта или, в случае отсутствия интернета, отдают их Педагогу, который сам адресует их на сайт проекта «Калейдоскоп Профессий».Лучшие советы, которые смогут улучшить проект и способ подачи материала, будут обязательно удостоены награды или приза.

Приложение: ВИКТОРИНА

8. Приложение

Для ребят, которые считают себя специалистами в области программирования, педагог проводит небольшую викторину. Ответ принимается у того, кто быстрее поднимет руку. Дополнительным плюсом будет, если ученик сможет объяснить свой вариант ответа.

Тот ученик, который больше даст правильных ответов, будет считаться специалистом — ему приз.

Небольшая викторина!

1.     Когда была написана первая в истории программа для аналитической машины:

a.     1843 год (19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочка великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости).

b.     1901 год

c.     1939 год

d.     1975 год

2.     Чем именно было первое программируемое устройство?

a.     светофор

b.     ткацкий станок (Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт).

c.     ракета-носитель

d.     компьютер

3.     Какой из этих языков программирования был придумал раньше других?

a.     Бейсик

b.     Паскаль

c.     С++

d.     Планкалкюль (Первый работающий программируемый компьютер (1941 год), первые программы для него, а также (с определёнными оговорками) первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженер Конрад Цузе).

4.     Когда празднуется день программиста в России?

a.     1 ноября

b.     7 августа

c.     2 марта

d.     13 сентября (В 2009 году в России официально утверждён день программиста, который ежегодно празднуется 13 сентября (в високосный год — 12 сентября) — то есть празднование Дня Программиста приходится на 256 день года. Это число не случайно: оно получается от возведения числа 2 в восьмую степень и является максимальным числом дней в году, которое можно представить в виде степени этого числа).

5.     Кто такой крэкер?

a.     человек, программирующий игры

b.     человек, который испытывает приложения для смартфонов

c.     человек, взламывающий системы защит, программное обеспечение (в практике также применяется общий термин «компьютерный взломщик» или «хакер», что не является правильным. Результатом работы крэкера целенаправленно являются т. н. крэки. Компьютерный взломщик является более общим понятием и включает в себя понятия «крэкер» и одно из значений слова «хакер»).

d.     никто, к программированию это не относится

Приложение: ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ: ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

специально разработанные занятия для детей по программированию вот тут: http://www.coderussia.ru/teachers.html

«Правда или миф» — свежие статистические данные о программистах:

 http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/224945/

Пожалуйста, оставляйте свои замечания по СЦЕНАРИЮ УРОКА в комментариях.

Пожалуйста, оцените аниматик и обязательно оставляйте Ваши комментарии (внизу страницы).

(Они появятся быстро, сразу после того как модератор вырежет мат, ругательства, не конструктивную критику, слова с ошибками и предложения с неправильной пунктуацией)

Голосование (закрыто)

Результаты голосования
Всё отлично! Можно смело использовать в работе
83% (53 голоса)
Всё хорошо! Есть небольшие доработочки (напишу в почту или в комментариях)
13% (8 голосов)
Есть существенные замечания (пришлю в почту или напишу в комментариях)
0% (0 голосов)
Ну, нееее…. мы, кодеры, совсем не такие!
3% (2 голоса)
Полный отстой, сейчас всё напишу в комментах
2% (1 голос)
Всего голосов: 64
Архив комментариев

Для любителей проследить изменения в проекте:

— Июнь 2013. Первый драфт сценария. Сюжет совмещал программиста и сис.админа, действие происходило в офисе редакции какого-то журнала, важным действующим лицом была секретарь -блондинка.

— Октябрь 2014. Объём комментариев от педагогов, методистов в 8 раз превышал текст сценарияlaugh

— Ноябрь 2013. Убили сис.админа и блондинку, вышел новый сценарий.

— Декабрь 2013. По новому сценарию вышел КОМИКС и долгое время тестировался в школах Краснодара, Москвы и Калининграда.

— Июнь 2014. На файлообменнике появился первый аниматик, также его продублировали по закрытой ссылке здесь (сейчас эта ссылка уже открытая).

— Декабрь 2014. Почти полгода ушло на тестирование аниматика. И с существенными переделками он появился снова: в конце декабря 2014 года вышла серия, на которое большое влияние оказали программисты из СКБ-контура. Вот ссылка.

— Февраль 2015. Достаточно быстро мы получили около сотни различных отзывов по серии (вот она, польза от январских каникул!). И наконец новый аниматик:

Что будет дальше, доктор?wink

А дальше выйдет сама серия, которую также будем и тестировать, и править. Продукт можно и нужно улучшать. И не забывать использовать;-)

Круто, что объяснили суть: программа — указания машине, что делать, и задача в том, чтобы грамотно попросить. Это многим даже из старшего поколения непонятно.
Минус, имхо, в избитых Цукерберге и Гейтсе. Это не показатели, по которым можно судить о профессии в целом. Не знаю, что предложить вместо этого. Может быть, подробнее про известные разные IT компании, чтобы показать, насколько широк выбор.
Ну и стоит упомянуть не только чемпионат мира по программированию, но и «хакерские» соревнования (в ролике рядом с грамотами видно бейджи с RuCTF, RuCTFe и DEFCON). Например, так: «можно играть в чемпионат мира по программированию, для этого тебе понадобится хорошее знание математики. есть и другие соревнования, например RuCTF и DEFCON, где ты получишь разнообразные навыки, от настройки сетей до взлома и изменения работающих систем, как настоящий хакер»

Спасибо за Ваш комментарий.
Про Цукера и Гейтса — прям в точку.

А вот по поводу «настоящего хакера» — может возникнуть некая идеализации образа хакеров.Хорошо ли это? У нас есть серия «анти-профессия». Там мы говорим, что хакер — это «плохая профессия» и объясняем почему:-)

С уважением,
Сергей Иванов
продакшн
К/к Парамульт,

А можно узнать, почему?

Мне одному кажется, что офис программистов (я так понимаю СКБ), дико похож на LIFEinvader из GTAV?

Осталось понять, кто у них за JAY NORIS! Вставьте в мульт пасхалку!
Лучше всего на забытый МАЙКЛОМ синий рюкзак в кабинете Нориса!

Кто в теме — тот поймет!

Как тебе удалось вставить в комменты картинки???

Вставил я, админ)
Получив анонимное письмо с одного знакомого IP-адреса….

P.S. если кому еще нужно вставить фото/видео — пишите в комментах нужную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

arrow