НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
ИГРОВЫЕ И МЕДИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Возрастная аудитория:
3 года – младшая группа
4 года – средняя группа
5 лет – старшая группа
6 лет – подготовительная группа
Планируемые результаты
- Формирование устойчивой привычки, желания трудиться и любовь к труду.
- Формирование широкого кругозора в мире профессий.
- Понимание значимости каждой профессии, равное уважение к ней, как полноценному олицетворению любой трудовой деятельности.
- Понимание как устроен мир труда, какие профессии существуют, чем они отличаются друг от друга и как взаимосвязаны друг с другом.
- Уверенное осознание и понимание собственных интересов, выявление своих талантов, что поможет в дальнейшем профессиональном самоопределении и становлении личности.
- Обретение широчайших знаний, умений и навыков в труде, уверенное самоопределение в любом трудовом процессе.
- Во время учёбы в школе эта программа даст дополнительный стимул и мотивацию к учёбе. Во-первых, учёба – это такой же труд. А во-вторых, раньше приходит понимание — зачем (и чему) надо учиться в школе, как это поможет во взрослой жизни. Т.е. перед началом школьного обучения, когда действительно придется хорошо трудиться для достижения желаемых результатов, ребенок уже будет полностью готов и способен к качественному труду, что самым лучшим образом скажется на его дальнейшей школьной и профессиональной жизни.
Подробное описание
Возраст | Задачи | Результат |
3 года(младшая группа) | Стойкий интерес к различным видам деятельности.Формирование представления о труде, как обязательном факторе для каждого человека.Образное представление о профессиях. | Ребенок способен заниматься одним и тем же делом столько, сколько может потребоваться.Ребенок знает, что такое труд и зачем он.Ребенок знает несколько профессий. |
4 года(средняя группа) | Расширение представление о профессиях.Определить любимые профессии и нелюбимые.Приобщить к играм, связанным с упорядоченной деятельностью, а именно: конкретной профессией. | Ребенок не только знает профессии, но и может объединять их по общим признакам, знает их уже порядка 50.Уверенно знает в рамках своего мышления специфику этих профессий.Играет в некоторые профессии, выполняя конкретные профессиональные задачи. |
5 лет(старшая группа) | Расширение представлений и знаний о профессиях, их внешних и внутренних сторонах.Формирование планирования в деятельности.Выработка представлений о качестве проделанной работы.Формирование навыков коллективной работы.Формирование представлений о возможностях различных профессий для достижения различных целей. | Ребенок узнает дополнительные профессии, узнает их взаимосвязи между собой, понимает их важность и необходимость для полноценной жизни общества и конкретно каждого человека.Ребенок умеет ставить цели в рамках профессиональной игры, добиваться результата, используя существующие ресурсы.Ребенок умеет оценивать свою работу, узнает, чем важно качество, умеет делать какую-то работу над ошибками, получает удовольствие от законченной и хорошо проделанной работы.Ребенок умеет играть в одну и ту же игру, профессию с несколькими игроками и делает это гармонично, умеет достигать поставленной цели, организовав совместную работу, получает от этого удовольствие.Ребенок узнает, благодаря каким профессиям существует его ближайший мир, то есть то, что его окружает постоянно: еда, телевизор и т.п. |
6 лет(подготовительная группа) | Выработка примирительного отношения к нелюбимой деятельности и способность заниматься ею так же хорошо, как и любимой.Выразительное развитие мотивационного представления об успешной работе и достижение хороших результатов.Формирование четкого представления о склонности к определенной трудовой деятельности.Выработка стремления к конкурентоспособной борьбе, представление о лидерстве, ответственности и их последствия для собственного “Я”, а также для деятельности в целом.Формирование устойчивого желания трудиться для достижения поставленных целей. | Ребенок способен заниматься монотонной неинтересной работой так же хорошо, как и интересной для достижения определенных целей.Ребенок хорошо представляет эффект мотивации для выполнения работы, понимает ее значение, ее преимущества.Ребенок гарантированно знает, какая область деятельности для него на данный момент наиболее приоритетна.В работе с коллективом ребенок стремится к тому, чтобы сделать работу лучше остальных, не боится брать на себя ответственность за принятые решения для себя и коллектива.Ребенок хочет по-настоящему трудиться, таково его главное условие для собственного внутреннего и внешнего комфорта. Цель достигнута! |
Инструментарий
- Трудовая и профориентационная методика занятий (детская игровая практика).
- Профориентационные мультфильмы для малышей.
- Прикладные занятия, на которых ребенок сможет самостоятельно овладеть необходимыми знаниями с помощью: раскрасок, настольных игр, книжек, возможно мобильных устройств, анимационных проектов и т.п.
- Сопроводительное руководство для Педагогов по методике профориентационного и трудового самоопределения ребенка.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
За основную смысловую и мотивирующую составляющую нашей методики предлагается понятный и любимый всеми детьми элемент – Сказка!
Мы разработали несколько групп сказочных сюжетов с разными уровнями сложности, в зависимости от возраста детей, к которым они адресуются. Эти сказки различны, как по смыслу, как по игровой составляющей, так и по профориентационным задачам. Ко всем сказкам предлагается визуальный иллюстративный материал.
Рабочее игровое пространство
Есть большой МИР – наша СТРАНА, с которой мы постепенно знакомимся. Этот мир близок к реальной жизни настолько, насколько может быть понятым ребенком. В этом мире живут разные люди (профессии), с которыми, по сюжету, предстоит встретиться и познакомиться более подробно.
Этот мир реализован в виде большой карты – главное рабочее пространство, на котором находятся дети и Педагог.
На этой карте изображен город и прилегающие к нему пространства с полями, горами, морями – в виде территории РФ. Карта масштабируется для некоторых сюжетных линий и появляются подробные элементы. Например, для города – это автосервис, завод, кухня в столовой, магазины и т.д. За городом: морской порт с судами и кранами; большое поле с разными посевами, фермой; горнодобывающий карьер; нефтяная вышка; газопровод и т.п.
Есть два варианта для рабочего пространства:
Базовый размер карты составляет 2,5х4 метра. Для пластикового решения можно заказать большую или меньшую рабочую площадь, сохраняя пропорции. Для масштабирования карты используется второй слой с нужной сюжетной композицией.
Карту удобно хранить, она долговечна, практична. Карта легко разворачивается (ковролин) или собирается (пластиковые фрагменты). Все слои для масштабирования маркированы, их легко найти и использовать.
Для всех сюжетов есть дополнительный иллюстративный материал в виде больших картонных карточек-пазлов, которые последовательно собираются по ходу рассказа истории.
Сказки можно рассказывать, как используя данную карту, так и сами по себе.
Подробное описание сюжетных линий
Для удобства мы разделили все сюжетные линии на группы, по классификации Климова: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаки, человек-художественный образ.
Внутри каждой группы сюжеты делятся на различные смысловые ветки, охватывая различные сферы деятельности человека на конкретных примерах.
Например, в группе «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» есть сюжетная ветка про производство хлеба, в которой мы последовательно знакомимся с агрономами, трактористами, комбайнерами, мельниками и т.п. Есть отдельная сюжетная ветка про уход за животными, где затрагиваются: ветеринары, доярки, животноводы и т.п.
Например, в группе «ТЕХНИКА» в одной ветке раскрыты такие профессии, как автослесарь, механик, крановщик и т.п. В другой ветке есть рабочие профессии из металлургической, из добывающей промышленности, заводские специальности. Есть ветка с инженерными специальностями по линии робототехника и другие.
Внутри каждой ветки есть набор игровых сюжетов. Мы называем их профисказками.
Описание профисказок
Каждая профисказка имеет структуру, понятную и привычную детям. То есть, всё происходящее взаимосвязывается одной целью, к которой стремится ребенок. Так, например в профисказке “Сказка как дети всех хлебом накормили”, цель — накормить хлебом людей, а для этого нужно достичь микроцелей — изготовить хлеб и довести его до народа. Играя в такие профисказки, ребенок учится выявлять взаимосвязи между событиями, внятно представляет себе промежуточное звено между точкой А и точкой Б, что способствует расширению кругозора и развитию аналитических способностей.
У каждой профисказки есть свое название. Например, сказка “Как дети всех хлебом накормили”. Это сказка о том, как ребята вырастили, привезли в город хлеб и всех накормили.
С учетом различных возрастов и опыта игры по этой профисказке, при сохранении основной цели, существенно усложняется сюжетная линия: могут добавляться различные препятствия и условия для работы, новые сферы взаимодействия, например, необходимость довести хлеб не только в магазин, но и в другие страны и т.д. Игра может расширяться настолько, насколько это будет возможно для того, чтобы по максимуму использовать все возможности для реализации хлеба в рамках тех знаний, умений и навыков, которыми владеют дети.
Например, для младшей группы сюжет профисказки будет более короткий, сокращен ряд встречающихся профессий, отсутствуют определенные задания. А для старшей группы, когда у ребенка уже возникает потребность и возможность работать в коллективе, задачи соответственно расширятся.
В руководстве к игре прописаны все тексты сказки и заданий для каждой возрастной группы, а также для Педагога будет предложена таблица сюжетных решений, с помощью которой он может расширить или сузить сказку, при этом выбирая подходящий уровень сложности заданий и сюжета.
Также описываются все «боковые» линии сказки и предоставляется весь иллюстративный материал, который может использоваться отдельно. Например, для профисказки «Как ребята всех хлебом накормили» это карточки с изображением разных злаков, которыми можно засеять поля. А для профисказок о поварах есть красочные изображения всех предметов, которые позволят «переключиться» во время профисказки, углубившись в конкретный процесс приготовления еды. Помогут: плита, сковородки и кастрюли, ингредиенты и посуда – весь процесс, не забывая про соль и приправы. По линии «техника» есть изображения станков, деталей, конечной продукции, подробно иллюстрирующей весь процесс. В других сюжетах: заниматься кройкой и шитьем; кузовными работами в автосервисе; моделировать роботов и т.п.
Для удобства Педагога и одновременно правильного восприятия ребенком процессов при самостоятельной игре, ряд картинок сделан в виде ПАЗЛА, который составляется в соответствии с последовательностью технологического процесса.
Группа | Пример сюжетных линий профисказок | Другие сюжетные линии |
Человек — Природа | 1. Мы начинаем наше путешествие с поля, где сначала работают трактористы (дети с помощью игрушечных тракторов или похожих машинок могут выполнять работу тракториста, “вспахивая” поле), затем эти же дети — агрономы сеют зерно (с помощью цветных карточек могут сами выбрать — что им сеять, но они не должны забывать про хлеб, а значит воспитатель может их направить, подсказать). Затем комбайнеры собирают урожай, который потом водители на большой машине (дети сами выбирает себе нужный транспорт) везут на завод. Мельники на заводе делают из него муку (ребенок может растолочь воображаемые зерна или зерна, изображенные на карточке и, тем самым, понять принцип превращения зерна в муку). Муку используют пекари, чтобы сделать нам хлеб и кондитеры, чтобы сделать печенье и торт.Затем водители привозят хлеб и пирожные в продуктовый магазин, где передают их продавцу. | Производство растительных продуктов питания (хлеба) (тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, кулинар, водитель, продавец).Добыча полезных ископаемых (геолог, шахтер, металлург, экскаваторщик, нефтяник, бурильщик и т.п.).Животноводство (ветеринар, доярка, животновод, кинолог, дрессировщик, фермер и т.п.).Биолог (ботаник, лесничий, эколог и т.п.).Садоводство (работа в парках, парниках и т.п.).И другие. |
Человек — Техника | 1. Дети становятся сотрудниками транспортной службы города: водителями такси, автобусов, маршруток, трамваев, троллейбусов и т.п., пилотами, машинистами, капитанами. В то же время они осуществляют перевозки в другие города (страны).В процессе игры взаимодействуют с автослесарями, диспетчерами, электриками, сотрудниками ДПС и т.п. | Городской и междугородний транспорт (водители, автослесари, автозаправщики, машинисты, пилоты, моряки и т.п.).Строительство (строитель, каменщик, слесарь, электрик, инженер, сварщик и т.п.).Работа с производственной техникой (токарь, наладчик, фрезеровщик, столяр, ремонт ПК, робототехник и т.п.)Работа с иными видами техники (спасатель МЧС и т.п.)И другие. |
Человек — Знаки | 1. Дети становятся владельцами магазинов — предпринимателями, у них в штате продавцы, бухгалтера, кассиры, кладовщики, экономисты и т.п. Они принимают товар, распределяют его, продают, считают, получают зарплату и стараются, насколько это возможно, увеличить прибыль своего магазина. | Продажи (предприниматель, продавец, кассир, экономист, кладовщик, бухгалтер и т.п.).Работа со знаками (археолог, архитектор и т.п.).Специфическая работа со знаками (программист, математик, юрист и т.п.).И другие. |
Человек — Творчество | 1. Дети снимают кино, в котором участвует огромное количество творческих профессий, как то: режиссеры, сценаристы, композиторы, актеры и т.п. Дети сами могут придумать сюжет и исполнить его в ролевой игре, без каких-либо игрушечных посредников. Получается как мини-театр про кино! | Шоу-индустрия (режиссер, актер, вокалист, продюсер, композитор и т.п.).Сфера созидания (художник, дизайнер и т.п.).И другие. |
Человек — Человек | 1. Дети играют в больницу, садик, школу — в различные известные им учреждения, о которых они либо хорошо знают, либо уже бывали там неоднократно. Они становятся врачами, воспитателями и т.п. | Социальные сферы (врачи, учителя и т.п.).Сферы охраны (военные, полицейские и т.п.).Торговля (менеджеры, продавцы и т.п.)И другие. |
Пояснения:
* В разных сюжетных линиях часть профессий осознанно повторяется и узнавание «старой» профессии в «новой» сюжетной ветке обычно доставляет максимальную радость малышам.
* Важным моментом является приобщение к культурным ценностям. В игре все персонажи друг с другом “здороваются”, “прощаются”, говорят “спасибо”, “пожалуйста”. Формируется сюжетное “уважение” ко всем профессиям и их труду (деятельности).
* Для расширения лексического запаса в профисказках отдельно приводятся новые или сложные слова, имеющие отношения к профессиональной деятельности и иллюстрирующий материал к ним. Например, слово «жестянщик» для автослесарной мастерской или металлургической промышленности – на отдельной карточке иллюстрируется значение этого слова и есть готовая формулировка для Педагога с объяснением для детей.
* Для Педагога описание всех сюжетных веток сделано в виде наглядной схемы, позволяющей без дополнительных усилий по ходу ведения занятия сокращать или видоизменять материал без нарушения смысла и сюжетных взаимосвязей. Также в описании существует удобная навигация по большому набору маркированного иллюстративного материала, позволяющего быстро находить нужные карточки, не прерывая занятие.
Что ещё узнают малыши с помощью профисказок
- Какие существуют профессии: для чего они нужны, чем занимаются;
- Как устроен мир: откуда берется еда, как строятся дома, как делаются фильмы, какие существуют виды транспорта и многое другое.
- Пробуют себя в различных ролевых играх: готовка еды; ремонт транспорта; строительство дома; кройка и шитьё; работа няни и врача и др.
- Получают представление о труде, о достижении целей в труде, о коллективной деятельности.
- Прочувствуют взаимосвязь всех профессий во благо одного общего дела, жизни человека и общества в целом.
Комплектация игры
- Составная «карта мира» со слоями.
- Иллюстрации к профисказкам: карточки, пазлы.
- Сюжетное повествование с различными вариациями сюжетных линий.
- Дополнительное руководство (методическое пособие) и комментарии.
Есть дополнительные материалы
- Мультимедийные: стихотворения-мультфильмы о профессиях;
- Раскраски по профессиям (профессия + атрибуты);
- Загадки по профессиям и труду;
- Описание тематических подвижных игр.
Профисказки и образовательная программа «Дом Радости»
Все предлагаемые игровые элементы профисказок легко вплетаются в образовательные области “Дома Радости”, согласно планам работы воспитателей. С теми лишь изменениями, что уже указанные игры в “Доме Радости” несколько адаптированы для удовлетворения профориентационных целей профисказок.
Рассмотрим это на примере средней группы (возраст детей 4 года):
Образовательная область «Физическое развитие» (предусматривает содействие приобщению ребенка к физической культуре, здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры).
В “Доме Радости” указаны некоторые прямые игры, связанные с профессиями, как то: “Пилоты”, “Трамвай”, “Поезд” — с ними можно играть в рамках профисказки, но есть и такие, которые требуют небольшой адаптации:
Игра “Найди и промолчи” может применяться для игры в геологов. Дети ищут не предмет, а полезное ископаемое. Нашли, но промолчали, чтобы конкуренты не услышали и сообщают воспитателю — где это ископаемое.
Игра “Найди пару” может использоваться для игры в полицейских. У одного платочек — это хулиган, у другого — это полицейский. Каждый полицейский должен поймать своего хулигана.
И т.д.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (предусматривает приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности; обогащение развития и саморазвития его самосознания; развитие и саморазвитие его как неповторимой индивидуальности на основе и в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества).
Поскольку подвижные игры там идентичны предыдущей области, то на них останавливаться не будем. Что касается дидактических игр, то по их аналогиям составлены проф.игры в рамках профисказок, это все прописано в сценариях к играм.
Образовательная область «Познавательное развитие» (предусматривает содействие: осознанию выпускником «Дома радости» необходимости и потребности идти учиться в школу, чтобы продолжить открытие наук, необходимых ему для успешной самореализации в жизни (start up); овладению им практико-познавательной, экспериментальной и продуктивной (конструктивной) деятельностью; обогащению его познавательных интересов и открытию им элементарных математических, географических, экологических, и других представлений из разных наук, называемых «избыточной информацией».)
В познавательной сфере основные задачи — содействовать его стремлению к познанию и расширению кругозора. Это все будет органично проходить в рамках профисказок, потому что овладение новыми профессиями, знакомство с ними невозможно без расширения кругозора. Сценарные задания профисказок будут напрямую этому способствовать!
Образовательная область «Речевое развитие» (предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т.д.).).
Речевое развитие с помощью профисказок происходит следующим образом — играя в сказки, дети должны будут общаться с другими игроками, как представители одних профессий общаются с представителями других, как заказчики общаются с исполнителями. Кроме того, программа НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ разработана с таким уклоном, чтобы выработать у детей навыки культурного, вежливого общения, с правильным использованием значений слов — этому также уделено достаточное внимание при разработке методической составляющей профисказок.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (предусматривает содействие приобщению ребенка к основам художественной культуры: пониманию им красоты в произведениях искусства, архитектуры, киноискусства и литературы, в предметах народного творчества; углублению эмоциональной отзывчивости на эти произведения, интереса и бережного отношения к ним).
Здесь дети очень много заняты ручной работой — лепкой, рисованием, аппликациями и т.д. Всё это используется в профисказках в тех областях, которые касаются игры в рабочих на заводе, в строителей и других профессиях, требующих активного созидания. В процессе игр дети сами могут достраивать город, создавать новые объекты и украшать их с помощью художественно-эстетической направленности наших профисказок.
Серия
СТИХОТВОРЕНИЙ-МУЛЬТФИЛЬМОВ О ПРОФЕССИЯХ
Характеристики:
- Хронометраж: 30 секунд – одна профессия;
- Кол-во: 50+ (продолжается производство);
- Видеоряд: узнаваемые атрибуты и функционал профессии. Например: водитель – едет на такси или автобусе; крановщик – за краном, который строит дом; врач – стетоскоп и градусник и так далее.
Знакомство с профессиями
На улице, дома, в садике, в поликлинике, в магазине малыш встречается с представителями самых разных профессий. Как ему узнать о них больше и их идентифицировать?
Есть профессии наиболее узнаваемые для малыша:
На улице | Поликлиника, садик, …. | Магазин, ТЦ, цирк, … | Дома (по ТВ) |
Водитель (такси) | Няня (воспитатель) | Продавец | Телеведущий |
Водитель (автобусы, фуры) | Повар | Кассир | Метеоролог |
Строитель | Грузчик | Актёр | |
Крановщик | Врач (доктор) | Охранник (сторож) | Музыкант |
Пилот (самолета) | Массажист | Клоун | Певец (певица) |
Машинист (поезда) | Ветеринар | Артист | Спортсмен |
Кондуктор | |||
Пожарный | |||
Полицейский | |||
Военный |
Есть профессии, с которыми малыш сам прямо не сталкивается, но узнаёт через мультфильмы (потом эти профессии используются в наших игровых программах -профисказках):
- автомеханик (автослесарь);
- агроном;
- архитектор;
- бухгалтер;
- геолог;
- дизайнер
- кондитер
- космонавт;
- металлург;
- моряк
- плотник
- программист
- сантехник
- сварщик
- связист
- солдат
- спортсмен
- токарь
- ученый
- учитель
- фотограф
- шахтер
- электрик
- юрист
И другие.
Также есть экспериментальный цикл с «Профессиями Будущего»: Биотехнолог, Космобиолог, Онлайн-диагност, Сити-фермер, Энергоаудитор и другие.
Эти профессии сейчас выстроены в алфавитном порядке, но малыш знакомится с ними системно и последовательно в рамках занятий по профисказкам.
[1] Учитываются все требования безопасности: скругленные углы; все используемые краски и пластик для ламинации соответствуют нормам и ГОСТу.
[2] Ковролин или аналогичные материалы.